304893 600

Встреча Патриарха РПЦМП в Сарове с учеными ядерного центра (фото с сайта Патриархии)

(выступление на круглом столе 15 декабря 2016 года, дополненное цитатами и ссылками на источники)

Наука и религия – социальные, общественные практики, отражающие физические процессы восприятия, как свойства и результаты взаимодействия субъектов и объектов (процессов, сред) вселенной. Светское государство – системная основа опережающего развития общества, цивилизации, моделирования человечеством адекватных состояний будущего.

Ключевые слова: светское государство, наука, религия, восприятие, сознание, коммуникация

 

Подходы к определению понятий, правовые, исторические и физические.

Светское государство – нерелигиозное, управление государственным аппаратом осуществляется не по соображениям идеологии или религии, а в соответствии с Конституцией и Законами государства.  Основа законодательной политики и управления – равные права субъектов  права (частных лиц и организаций) перед Законами Государства.

«… с правовой точки зрения светское государство - мировоззренчески нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакое мировоззрение (в том числе религиозное или антирелигиозное) в качестве официальной идеологии, обеспечивающее гражданам возможность свободного мировоззренческого выбора.» (С.М. Алейникова, С.А.Бурьянов  «СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально»  Москва 2015  https://cloud.mail.ru/public/91Kp/gfzsx958z )

Группы лиц и субъекты, их создающие, взаимодействуют  с другими субъектами права, не нарушая Законов. Законы, фиксация общественных отношений, являются коммуникациями (протоколами связи), обеспечивают неконфликтное существование субъектов в социуме и социума в целом, и, как любые транспортные системы, осуществляют информационный  обмен между всеми субъектами Государства (как системы управления ) и Общества (совокупности личностей и их организаций), создают условия для реализации материального обмена, - ресурсами и продукцией. 

Исторический взгляд на развитие цивилизации (используя шкалу времени, таймлайн, анализируя  не только  письменные источники, но и материальные останки культур и физическое прошлое сред взаимодействия) показывает, что именно практические отношения, обмен товарами и идеями создают отношения, которые фиксируются как законы, записи состояний, правила поведения.

« … эволюция средств культурной коммуникации началась уже в нижнем палеолите: точкой отсчёта можно считать первые стандартизированные орудия и использование огня. С тех пор материальные продукты деятельности несли в себе знаковую нагрузку, так что версификация орудий была одновременно и умножением информационных каналов. Найдены очень древние следы, возможно, свидетельствующие и о попытке процарапать на костях подобие рисунков (например, К. Вульф [2012] ссылается на загадочную табличку из Тюрингии возрастом 300 тыс. лет» (А.П.Назаретян «Нелинейное Будущее»)

 Можно увидеть, что с увеличением числа субъектов, вовлеченных в обменные процессы, увеличивается количество связей, появляется необходимость в создании узлов разрешения противоречий и конфликтов (что проявляется в социуме, обществе, государстве как суды и правоохранительные органы) и развитии системы фиксации отношений, которая стремится к моделированию будущих состояний общества (планирование, прогнозы, пророчества, в том через принятие законов законодательными органами и их исполнение органами исполнительной власти).

Физический уровень коммуникаций – отношения  приема-передачи «субъект-субъект» и отношения «субъект-объект» и «объект-объект» (отражение, поглощение, процессы физики, химии и биологии) создают всевозможные сложные системы, воспринимающиеся субъектами в соответствии со сформировавшимися способностями, свойствами (опыт взаимодействий).  Объекты – это процессы,  разница от скорости и размерности восприятия субъектом (Ноосфера, Биосфера, Солнечная система, Галактика, Метагалактика, планета, гидросфера, литосфера, жизнь, вещество, молекулы, атомы и т.п.) Вселенная – совокупность взаимозависимых разноуровневых (размерных) процессов.

Субъект – характеризуется активным опытом взаимодействий, основная характеристика – восприятие - «захват» информации (сигналов, объектов, «внимание»), вовлечение в оболочку (круг, сферу) собственного существования (присвоение) и моделирование (планирование) собственных будущих состояний в зависимости от изменения состояния взаимодействия внешних и внутренних процессов. 

«Прогнозирование (опережающее отражение; моделирование будущего) – имманентное свойство всех живых организмов, включая растительные. И уже растение рискует опасно ошибиться в прогнозе. Известный физиолог П.К. Анохин приводил характерный пример. В разгар чересчур интенсивного «бабьего лета» садовые деревья раскрывают почки в ожидании грядущей весны. Опытный садовод знает, что надо срочно принимать меры по утеплению деревьев, иначе приближающиеся холода их погубят.» (А.П.Назаретян «Нелинейное Будущее»)

В представлении В.И.Вернадского «живое» вещество, заключенное в оболочку, со своими процессами внутри нее, существует поглощая и преобразовывая энергию распада «косного» вещества (излучение Солнца, тепло химических реакций и т.п.), планируя будущие взаимодействия, реплицируясь поколениями, создавая код пережидания времени отсутствия ресурсов, упаковываясь в форму пережидания, переноса (семя, яйцо, споры).

«Она (биосфера) состоит из живого вещества и вещества косного, которые на протяжении всего геологического времени резко разделены по своему генезису и по своему строению. Живые организмы, т. е.  все живое вещество, родятся из живого вещества, образуют в ходе времени поколения, никогда не возникающие прямо, вне такого же живого организма, из какой бы то ни было косной материи планеты. Между косным и живым веществом есть, однако, непрерывная, никогда не прекращающаяся связь, которая может быть выражена как непрерывный биогенный ток атомов из живого вещества в косное вещество биосферы, и обратно.  Этот биогенный ток атомов вызывается живым веществом. Он выражается в их не прекращающемся никогда дыхании, питании, размножении и т. п.»(В.И.Вернадский «Научная мысль как планетное явление» http://lib.ru/FILOSOF/WERNADSKIJ/mysl.txt )

Двунаправленная связь «процесс-субъект» формирует состояния субъекта и субъект меняет состояния внешней и внутренней среды, свойства коммуникаций с другими субъектами и объектами. Оболочки (мембраны) выполняют роль управления, пропуская – не пропуская вовне - внутрь  сигналы, информацию, вещество, ресурсы (городские стены с воротами, таможенные посты, государственные границы и т.п.).

«исключительно важным фактором в сознательной деятельности служит явление, которое в технике получило название обратной связи. … Когда мы хотим, чтобы некоторое устройство выполняло заданное движение, разница между заданным и фактическим движением используется как новый входной сигнал, заставляющий регулируемую часть устройства двигаться так, чтобы фактическое движение устройства все более приближалось к заданному.» (Н.Винер «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» http://grachev62.narod.ru/cybern/contents.htm  )

Восприятие (обмен, сигнал-обратная связь) субъекта, – прием, обработка (внимание), фиксация (запоминание) в собственном опыте (внутренний мир, «душа», навык, привычка) и отражение во внешний опыт (логос, знаки, речь, письменность, цивилизация).

«Ни внешний, ни внутренний мир не есть ни „призрак" моей фантазии, не только „мое представление". И положение, которое я намерен здесь отстаивать, вовсе не имеет характера „мечтательного идеализма".

Все мировоззрение каждого человека составляет в значительной мере результат его собственной деятельности и оно тем более ценно, чем более самостоятельности обнаруживается в этой деятельности, но это положение я распространяю даже на наши элементарнейшие представления, действительную ценность из них имеют для нас лишь те, которые или выработаны, или по крайней мере переработаны нами самостоятельно. В этом смысле я и говорю, что мир для нас таков, каким  мы его сами для себя делаем.»

« …Все предметы внешнего мира представляются нам не иначе, как в пространстве и времени.  Но что такое пространство и время, как не особые способы связывать между собою отрывочные явления?» (М.М.Филиппов «Философские письма. Творчество личности»http://zdravomyslie.info/biblio/biblioteka/522-tvorchestvo-lichnosti )

Сознание, знаковое восприятие– обмен знаками, символами и их системами, общее, согласованное состояние группы субъектов (интеллект – уровень сознания, количественная характеристика состояния субъекта в коммуникации).

Социум (общество) – сумма (совокупность) субъектов, их коммуникаций, технологий, среда исполнения (взаимодействия) знаковых систем субъектов и их групп.

Передача опыта поколениями от субъекта к субъекту и поддержание состояния коммуникационной среды – необходимость создания моделей будущих состояний и пережидания отсутствия среды функционирования, взаимодействия (день-ночь, зима-лето, холод-жара) – кодирование (упаковка) состояний (семя).

Процесс развития восприятия-сознания  можно представить как развитие  коммуникации личной и социальной от первых каменных рубил (около семи миллионов лет назад, Олдовайское ущелье)  и звуков-сигналов, к ритуалам инициации во взрослую особь (мегалитические святилища, стоунхендж, дольмены). Этот процесс основан на необходимости передачи опыта охоты, трудовых навыков и т.п. информации, в форме образов, пиктограмм, к слову, языку, мифам и сказкам, к письменности, книгам, книгопечатанию, интернету.

Восприятие – в биосфере Земли, - чувственное, преобразующее сигналы внешнего мира в образы, образы реализуются в модели поведения, приемы, знаки. Животные также пользуются знаками для меток территории, пищи, «свой-чужой» и т.п., человеческое восприятие более сложное за счет использования более сложных систем (речь, язык) и орудий, инструментов развивается в знаковое, сознание (вторая сигнальная система), происходит конвертация, преобразование знаков в чувства и опыт и обратное отображение в мир, реальность.

«… большинство слов, характеризующих логическое мышление, указывают или на деятельность руки, или же на деятельность чувства зрения. Достаточно напомнить такие слова, как понятие (сравн. поймать), немецкое Begriff от greifeti (схватывать). (М.М.Филиппов «Философские письма. Творчество личности» http://zdravomyslie.info/biblio/biblioteka/522-tvorchestvo-lichnosti )

 

 

Наука и религия – социальные практики.

Разделение на науку и религию как отдельные социальные, общественные практики происходит  со времен Александра Македонского (осевое время), покорения греками Египта и создание царства Птолемеев, 300 –е г.г. до н.э.  Александрийская библиотека, - создание первой Библии, древнейшей энциклопедии той эпохи, иудейской истории, устных и письменных преданий, фактически первая древняя энциклопедия, сборник и фиксация древнего состояния сознания, общей знаковой системы.

Письменные источники (книги) – фиксация знаками субъективного и общего актуального представления о мире, опыта. В Древнем Мире ещё не было практического опыта последующих столетий деятельности человеческой. Но именно в греческой культуре и Александрийской библиотеке сформировались прототипы современных научных центров (Академия, Лиц(к)ей) с исследованиями, каталогами книг, государственной поддержкой, систематизацией знаний(Э.Д. Фролов Античный Мусейон в его развитии от частно-правового института к государственному учреждению http://centant.spbu.ru/centrum/publik/confcent/2001-03/frolov.htm).

Пришедшие к управлению обществом христиане (в 4 в. н.э.), были ещё более догматичны и нетерпимы, чем иудейские фарисеи и, объявив библиотеку языческим капищем фактически приговорили греческое знание к уничтожению (см. «Гипатия, или растерзанная муза» А.Л. Гуртовцевhttp://zdravomyslie.info/article/articles/437-gipatiya-ili-rasterzannaya-muza ) (греки практиковали «мистерии», культы поклонения нимфам, покровителям искусств и наук, которые частично вошли и в последующие религиозные культы и в культуру образования, например в ритуале посвящения в научное звание, мантии академиков и т.п.).

С развитием письменности и ремесла переписчиков, чтения текстов,  возникает психический эффект «внутреннего» голоса, говорения, внутреннего диалога («читка», «диктовка»). До письменности опыт передавался устно, жрецами, волхвами и пр. выделяющимися более развитым сознанием субъектами, возможно употреблявшими стимуляторы нервной деятельности (в случаях с шаманами, жрецами Египта и греческими мистиками это совершенно точно грибы, корни нильского лотоса и вино с разными добавками, в случае с Буддой – инжир, и т.п.. Видения ведьм в средние века – возможно последствия употребления ржаного хлеба со спорыньей, которая содержит ЛСД. Табакокурение индейских вождей, бетель в Индии и курение конопли, листья коки и грибы в Латинской Америке и т.п.). Смена пищи в свое время, с растительной на мясную, с сырого на жареное мясо и т.д., также ведет к изменению состояния, свойств сознания. Есть выражение  («Der Mensch ist, was er isst», встречающееся у Л.А.Фейербаха) «человек есть то, что он ест». Пища, в том числе и ритуалы ее приема, также формирует сознание, поведение, культуру, быт. Можно говорить о развитии, как нелинейном процессе, конкуренции субъектов и групп с разными моделями адаптации, с преодолением зафиксированных в социуме правил и созиданием новых, более соответствующих потребностям новых поколений.   

«Сократ был убеждён, что возникновение письменности нанесло ущерб самостоятельности мышления. Люди, научившись читать чужие мысли, разучились думать, перестали быть мудрыми и стали «мнимомудрыми» [Платон 1970, c.216-217]. Теперь это может показаться причудой гения, но совсем не случайно, что распространение (и чтение вслух) писаных текстов обеспечило утверждение «линейного» мышления и «книжных» религий, апеллирующих к слепой вере и подчинению власти.»(А.П.Назаретян «Нелинейное Будущее»)

В 12 веке в Европе происходит переворот в сознании с появлением цифр и записи чисел не буквами, как раньше, а специальными математическими знаками, появление десятичной системы счисления, понятия «ноль», первого механического компьютера «абак», упрощение счета и учета товаров, расчетов в торговых отношениях, создание единого универсального математического языка, позволяющего моделировать отношения и процессы физической реальности. Арабы Востока и Византия сохранили греческие и римские трактаты, но, если арабские ученые развивали идеи, алхимия, алгебра, медицина – арабские слова и понятия, то Византийцы скорее хранили книги как памятники, следовали ритуалу. 

Появление (после греческих философов и их школ, как «духовных» практик) отдельной практики философии в составе науки как социального явления, социального института, уже в 16 веке, связано и с необходимостью осмысления усложняющейся реальности, и с изобретением и распространением книгопечатания и бумаги, как носителя знаний, более дешевого, чем пергамент (телячья кожа), более надежного чем папирус (древнеегипетские рукописи), и комфортного чем глиняные таблички шумеров.

В конце 16 века появляются университеты, общая наука «философия» (продолжение греческой традиции «любомудрия»)  стала разделяться на естественные науки (до конца 19 в. в Англии все естественные науки назывались – «натуральная философия»).

В свое время Кант в "Споре факультетов" отдавал философии право и необходимость свободомыслия, в отличие от юридического права, теологии и медицины, которые действуют по зафиксированным протоколам, уставам, кодексам, то есть составляют фиксированную в правилах знаками среду применения к практике социальной жизни.

« …разум должен быть вправе говорить публично, так как без такой свободы истина (в ущерб самому правительству) никогда не станет известной, а ведь разум по своей природе свободен и не принимает никаких приказов считать что-то истинным (не crede, а только свободное credo) (И.Кант «Спор факультетов» http://abuss.narod.ru/study/su/kant_spor.htm )

Вероятно не стоит делить науку, как практику познания, на "естественную" и "искусственную", это два нераздельных процесса восприятия - общение со средой (поиск коммуникации) и закрепление найденного (понятого опыта) в знаках, потом отображение приобретенного знакового опыта обратно. Здесь исследователь сам вправе выбирать, в какой позиции он исследует процесс, - в идеальном мире или в практическом. Вернадский в своем труде "Научная мысль как планетное явление" не отделял сознание человеческое от процессов вселенной, считая его таком же свойством, как и все прочие, выделяемые нами в практике взаимодействия.

Само исследование (познание), его позиция и метод, зависят и от исследователя и от исследуемого процесса (объекта), поскольку существует не только прямая связь, но и обратная, более того есть некая повторяемость физических процессов и соответственно их отображения в идеальном мире сознания (день-ночь, времена года, положение солнечной системы относительно центра галактики, положение Земли относительно центра масс Солнечной Системы и т.п.), это пространственно-временная повторяемость. Есть и цикличность в развитии сознания и в развитии его отражения, как ноосферы (передача памяти, опыта в биосфере).  Конечно, можно допустить, что сумма или некая синергетическая визуализация субъективных представлений может представляться как объективная истина, но она не будет годной к реализации не только в том отношении, что "общая ошибка (заблуждение) рождает закон", но и потому, что она в этом случае также присутствует только в общем представлении, не проверенном практикой, действием.

Так, окончательное признание «неверной» системы Птолемея с Землей в центре мироздания произошло только после полета вокруг Земли на космическом аппарате, также и все остальные научные модели, в том числе и физические, - теория относительности и квантовая физика, требуют постоянной проверки действиями, мы получаем новые факты и их появление требует пересмотра этих концепций. Сама Истина (зафиксированное в идее, образе, воспринятое взаимодействие) - меняющаяся «мембрана», «щит», которым исследователь пробует, измеряет вселенную.

В диалоге исследователей скорее идет обмен опытом, а субъект уже сам фиксирует "истину" в собственной знаковой системе, разность понимания общей «картины мира» все равно останется. 

«Картина мира является особым типом теоретического знания. Ее можно рассматривать в качестве некоторой теоретической модели исследуемой реальности, отличной от моделей (теоретических схем), лежащих в основании конкретных теорий.» (Новая философская энциклопедия. Картина мира. В.С.Степин. http://iphras.ru/elib/2017.html )

Необходимо отметить, что в процессе развития человека происходит и развитие т.н. «внутреннего мира», в том числе как способности удерживать информацию и работать с ней в модели, представлении, так и развитие восприятия времени, создается календарь, (как фиксация повторяющихся событий) на основе наблюдений за годовым движением Солнца и планет по небу.

Если рыбаки, собиратели и охотники захватывали в сознание сроки взаимодействия на Год, двенадцать месяцев (возможно именно от этого понятия происходит и понятие Бог, англ. God, и двенадцать апостолов Христа), то скотоводы и земледельцы оперировали уже несколькими годами, циклами отела и взросления прирученных животных, оборотом посевов, и циклами жизни плодоносящих деревьев в саду. Торговцы с караванами товаров планировали и отображали в будущее ещё более долгие периоды, более трех-пяти лет (от постройки корабля и сбора каравана, до возвращения после обмена). Современные промышленные технологии заставляют человека отображать («захватывать») уже периоды десятилетий и столетий, создаются хранилища отходов атомных станций, рассчитанные на века, (космические аппараты типа «Вояджер» находятся в активном, контролируемом с Земли путешествии к границе Солнечной системы уже почти пятьдесят лет http://www.infoniac.ru/news/Kosmicheskii-apparat-Voyadzher-1-popal-v-zagadochnuyu-oblast-kosmosa.html ). 

Религия, термин сложился в Римской империи, в результате сосуществования общества и государства со множеством различных культов. В целом, - некое социальное явление, сходное с психическим эффектом воспоминаний о прошлом, как лучшем времени. Проецирование в прошлое всего хорошего, «золотого века», былин и саг о героях, в религии – «жития» святых, истории, которых реально не было (пустынников, мирно живущих с волками и львами и т.п.), позволяет человеку чувствовать себя лучше и отображает как личную историю развития, детство и юность всегда вспоминаются с удовольствием, как лучшие годы жизни, так и историю развития сознания как коммуникации, - через миф, сказание, как метафорическое представление.

 Сегодняшнее понимание религии – это субъективное, чувственное мировосприятие, проецируемое на мир, обратная связь только с социумом, этика, поведение по отношению к пище, одежде, старшим и младшим.

«В то время как научные и моральные убеждения человека вырабатываются путем размышления, борьбы, непосредственной практической деятельности,  верования, в настоящем смысле этого слова, принимаются пассивно. Уверовать значит подчинить себя известному авторитету, отказаться от активного критического отношения к предмету веры. Всякая попытка отожествить веру со знанием является, поэтому, мертворожденною.» (М.М.Филиппов «Философские письма. Творчество личности»http://zdravomyslie.info/biblio/biblioteka/522-tvorchestvo-lichnosti )

Наука – объективное мировосприятие через практическое взаимодействие, построение общей модели (картины мира) исходя из результатов фактических взаимодействий в физической реальности. Попытки современных религиозных деятелей навязать научным исследованиям некий этический или моральный контроль ведут к уничтожению науки как активной практики познания.

«Моральная оценка научных положений хуже всяких теоретических предрассудков; она слишком часто превращается в ненавистную цензуру нравов, могущую стать серьезною помехою для научного исследования. Действительно, если самая мораль не стоит на научной почве, но обусловливается лишь субъективными, хотя бы и благими порывами моралиста, то где гарантия, что и в наше время мы не встретим учителей нравственности, которые провозгласят научное знание - вредным, способным только развратить массы, вливая в них свет самосознания и удаляя их от "естественного" подчинения судьбе?» (М.М.Филипов «Философия Действительности»http://zdravomyslie.info/biblio/biblioteka/484-filosofiya-dejstvitelnosti )

Религиозные деятели используют общий способ коммуникаций, -  перенос личного состояния, – «индукция» состояний (как физический термин, передача колебаний, а не как метод исследования), эмоционального волнения, от субъекта к группе. Это и «пассионарии» Гумилева, за которыми шли народы, и ленинская мысль, что «идея становится силой, когда она овладевает массами», народное представление о «бешеной крове, которая все стадо портит»,-  это все характеристики физического уровня взаимодействия, распространения сигнала в колебательной (волновой, терминологической, знаковой) среде. В психологии подобные свойства психических взаимодействий выделяются как «гештальт», «импринтинг», используются в «гештальт терапии» (А.Л. Гройсман «Психология успешности профессионального обучения и творческой деятельности актера» © Когито-Центр, 2007 http://iknigi.net/avtor-aleksey-groysman/98133-psihologiya-uspeshnosti-professionalnogo-obucheniya-i-tvorcheskoy-deyatelnosti-aktera-aleksey-groysman/read/page-1.html ). Гипнотизеры и иллюзионисты используют эти свойства восприятия в своих представлениях.

 

Созидание будущего.

В течение всей истории человечества моделировались идеальные общества, «утопии» (по названию произведения Томаса Мора http://lib.ru/INOOLD/MOR/utopia.txt ). Исследователь, который собирается менять "систему" (государство-общество-социум) откуда то извне самой системы, уподобляются «Богу», «Высшему Разуму», который точно знает все параметры системы до и после изменений, но само состояние системы "Бог-система" не меняется, спрашивается - а если изменится состояние Бога (исследователя) то сама система изменится?

Различные языки и точки зрения на систему могут оказаться дополнительными. Все они связаны с одной и той же реальностью, но не сводятся к одному-единственному описанию. Неустранимая множественность точек зрения на одну и ту же реальность означает невозможность существования божественной точки зрения, с которой открывается «вид» на всю реальность(И.Пригожин И.Стенгерс "Порядок из Хаоса" 1986)

Рассматривается вариант восточных практик, - "изменяй себя и мир изменится вместе с тобой", но такой подход меняет только отношения между исследователем и системой, не более того, даже внесение произвольных, или как-либо обоснованных правил во взаимодействие частей системы не меняет ее состояние в целом, мы видим, что организационная структура (система) России мало поменялась с Петровских реформ, по роли в международном "распределении труда" она как была, так и осталась поставщиком ресурсов (в том числе и человеческих), транспортным "коридором" и представляет военную организацию, а не корпорацию торговцев или сеть финансовых узлов. 

Другие предлагают начинать с изменения понятий о человеке и самого человека "улучшить", тогда и общество таких "человеков" само по себе станет человечным, гуманным. В этом тоже есть разумное "зерно", но человек сам по себе не существует, он часть семьи, социума и ему никуда не деться от исполнения ролей (муж, жена, учитель, ученик, мать, ребенок и т.п.), человек формируется социумом, как коммуникативной (информационной) системой, если система сложилась как военная организация на охране добываемых ресурсов, или как торговая корпорация, или как производственная площадка, то соответственно формируются и субъекты, ее составляющие. Так, Япония поставила целью стать поставщиком высокотехнологичного оборудования и самих технологий, США решают задачу поставщиков Знаний, Великобритания стала крупным финансовым "хабом" и т.п. Поэтому говорить об абстрактном "обществе" невозможно, получается Схема, которая неприменима ни к какой реальности (действиям субъектов).

 Стоит исходить в своем подходе с точки зрения (позиции) что т.н. "гуманитарные" науки - это изучение не самого сознания субъектов как физического процесса или взаимоотношений сред, физических взаимодействий объектов (процессов), а изучение производного, вторичного "слоя" процессов и объектов от психической, сознательной деятельности, создания культурного слоя, цивилизации и т.п., то есть работа сознания с идеалами и их отображениями в материальной среде. Здесь воля исследователя - классифицировать видимые ему взаимосвязи и процессы как он видит, и как ему удобно для доказательства своего видения.

Фактически мы не способны в полной мере понять никакую другую знаковую систему, кроме собственной, или подобной нашей (человеческой). Также как и наша знаковая, терминологическая (языковая), культурная среда недоступна полному пониманию других существ, то есть не является универсальной, в отличие от физического мира, с которым мы взаимодействуем и частью которого являемся.

Чтобы выйти из "заколдованного круга" возвращения на практике к самодержавию и произволу в России (уже в который раз за историю) и, шире, из "конца истории" цивилизации планетарной как завершения, доведения до логического конца философских (религиозных, научных) идей (Ф.Фукуяма. «Конец истории и последний человек» http://lib.ru/POLITOLOG/FUKUYAMA/konec_istorii.txt ), следует рассматривать происходящее с позиций Мегаистории (Big History), тогда становится яснее, что идеальное (модели, планы существования в будущем) рождаются из опыта прошлого и реальных взаимодействий - вызовов (актуального опыта).

«…в случае недостатка жизненных ресурсов аттрактором является авторитарная система, а при их значении более критического значения – либеральная система.» (Р.Ф.Полищук «Научная истина и религиозные мифы» http://zdravomyslie.info/nauka-i-religiya/sbornik/579-nauchnaya-istina-i-religioznye-mify )

Исследователь (должен) находится вне идеологических контекстов, работая только с фактами физических взаимодействий, которые воспринимаются субъектами по разному, в зависимости от принадлежности к той или иной общественной группе. Становится понятной решающая роль моделирования процессов будущего (опыт будущего), и это моделирование уже происходит в новой среде - в Интернет, где отражаются существующие общественные связи и строятся новые (социальные сети). Меняется и человек, субъект этих коммуникаций, также как и водитель транспортного средства более дисциплинирован в обычной жизни, он волей-неволей воспитан правилами дорожного движения, где все равноправны, приучены исполнять правила, складывающиеся в практическом взаимодействии в новой коммуникационной среде.
     
Роль управления сводится не к постановке цели и ее достижения "во что бы то ни стало", а к разработке и соблюдению правил, и их изменению в процессе обмена (информацией, товарами) с другими субъектами общения. А постановка целей развития всей системы (общества) не должна исходить от одной группы лиц, поскольку они ограничены идеологическими и прочими "шорами", само существование общества, изменения в результате многочисленных контактов субъектов, создают "новые" представления и "новые" цели, которые невозможно поставить на основе прошлого опыта («каждый полководец готовится к прошедшей войне»).

 Человечеству, как наиболее активной части биосферы, приходится "осваивать" космическое "пространство", причем выход за пределы Земли и Солнечной Системы создают новые коммуникации, новый транспорт, новые способы адаптации и восприятия процессов Вселенной, но при этом каждое новое поколение будет заново "проходить" весь путь развития сознания, но уже не в реальной среде взаимодействий, а в виртуальной (сознании, модели).

Требуются коммуникации, способные наиболее полно отображать "опыт будущего", создающие не только "модели сознания", но и сами среды взаимодействий (новые знания, новый опыт, новые правила).

«…чем раньше мы станем обладателями возможно большего количества знаний, тем лучше. Тем более что накопленная сумма знаний может подготовить становление новых (пока гипотетических) методов познания, более эффективных, чем классический научный метод …» (А.Д.Панов «Наука, как явление эволюции» 2009 http://alpha.sinp.msu.ru/~panov/Science2009A.pdf )

Религиозные организации и их адепты никуда не денутся, они будут исповедовать древнее, мифическое и мистическое, религиозное сознание, рассказывать о бюджете, как общем котле и единственном способе получения благ, о царе, как единственном чаянии на справедливое распределение из котла, о безинициативном стаде и его окормлении, о решениях, которые Господь принимает, а весь мир им внимает и т.д.

Реальность опровергает этот взгляд, и, если мы перестаем фиксировать меняющуюся реальность, сужаем кругозор вовлекаемых в активное взаимодействие событий, мы немедленно отбрасываемся в прошлое, так, следуя религиозной философии И.А.Ильина, часто цитируемого В.Путиным, мы оказываемся в 19 веке (и в метафизической схеме Гегеля) и снова строим чиновничью вертикаль и стабильность, которые реально иллюзорны. Идеи, которые воспринимаются власть имущими, те, которые понятнее, метафизические, не требуют напряженной самостоятельной работы, отсылают к внешнему управленцу, Главному Виновнику Всего, и технологически сходны с магией, волшебством, когда делать ничего не надо, а Схема (догма) будет сама, как щука в сказке, за всех все делать.

Но, как писал Льюис Кэррол: «здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться  на  том же месте! Если же хочешь попасть в другое место,  тогда  нужно  бежать  по меньшей мере вдвое быстрее!» (Льюис Кэрролл. Алиса в Зазеркалье http://lib.ru/CARROLL/alisa2.txt ) Поэтому предлагается поменять вектор внимания, переместить его направление из древних представлений в будущее.

Светское государство, не связанное в своей деятельности одной идеологией или религиозной догмой, осуществляющее равное для всех субъектов и общественных групп отношение к Закону, Праву, обеспечивающее опережающее развитие общества с помощью научного моделирования процессов взаимодействия, становится необходимым условием и действенным инструментом человеческого существования.

 Чистая физика, ничего личного.

Кондратьев Иван Юрьевич

www.interrno.ru

Литература:

С. М. Алейникова, С. А.Бурьянов  «СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально»  Москва 2015  https://cloud.mail.ru/public/91Kp/gfzsx958z  

О.Е.Акимов «Мифы и философия» http://sceptic-ratio.narod.ru/re.htm

В.И.Вернадский «Научная мысль как планетное явление» 1938 Москва

Н.Винер «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине»http://grachev62.narod.ru/cybern/contents.htm

А.Л. Гройсман «Психология успешности профессионального обучения и творческой деятельности актера»  Когито-Центр, 2007 http://iknigi.net/avtor-aleksey-groysman/98133-psihologiya-uspeshnosti-professionalnogo-obucheniya-i-tvorcheskoy-deyatelnosti-aktera-aleksey-groysman/read/page-1.html

А.Л. Гуртовцев «Гипатия, или растерзанная муза» 2016 Минск http://zdravomyslie.info/article/articles/437-gipatiya-ili-rasterzannaya-muza

М.М.Филипов «Философия Действительности» 1895 СПб http://zdravomyslie.info/biblio/biblioteka/484-filosofiya-dejstvitelnosti

М.М.Филиппов «Философские письма. Творчество личности»  «Научное Обозрение» СПб 05.1903http://zdravomyslie.info/biblio/biblioteka/522-tvorchestvo-lichnosti

Э.Д. Фролов «Античный Мусейон в его развитии от частно-правового института к государственному учреждению» http://centant.spbu.ru/centrum/publik/confcent/2001-03/frolov.htm

Ф.Фукуяма. «Конец истории и последний человек» http://lib.ru/POLITOLOG/FUKUYAMA/konec_istorii.txt

И.Кант «Спор факультетов» http://abuss.narod.ru/study/su/kant_spor.htm

Л. Кэрролл. Алиса в Зазеркалье http://lib.ru/CARROLL/alisa2.txt

Т.Мор «Утопия» http://lib.ru/INOOLD/MOR/utopia.txt

А.П.Назаретян «Нелинейное Будущее» 2013 Москва

А.Д.Панов «Наука, как явление эволюции» В кн.: Эволюция: космическая, биологическая, социальная. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ" (URSS), 2009, С.99 - 127 http://alpha.sinp.msu.ru/~panov/Science2009A.pdf

Р.Ф.Полищук «Научная истина и религиозные мифы» http://zdravomyslie.info/nauka-i-religiya/sbornik/579-nauchnaya-istina-i-religioznye-mify

И.Пригожин И.Стенгерс "Порядок из Хаоса" 1986 Москва

В.С.Степин Новая философская энциклопедия. Картина мира. http://iphras.ru/elib/2017.html