pic 119

Сочинение логотипа и фирменного стиля (геральдика) - чрезвычайно увлекательное дело, интересно, что одни и те же символы производят разное действие на разные группы общества и "общепринятых", кроме букв, цифр и математических (физических, химических) знаков, - не существует...

Также, как не существует и общих для всех "общечеловеческих" ценностей, Лев Толстой говорил про счастливые и несчастные семьи, которые счастливы одинаково, но реально горе объединяет, а счастье у каждого разное. Вчерашний праздник ("единения и согласия" (?) в память взятия Москвы ополченцами осенью 1612 года), - яркое свидетельство распада связи навязываемой символики с ее современным восприятием.

Флаг - принадлежность военного отряда, армии, видимый знак продвижения на поле боя и в переходах; герб - принадлежность рода, племени, идентификация положения в иерархии подобных; печать - подтверждение, закрепление написанного, удостоверение подлинности соответствия автора и текста. В пакетах передачи данных, вообще при обработке любого кода присутствуют все эти "сущности", они необходимы в любой коммуникации, сами по себе они не меняют содержания (кода) сообщения, а служат маркерами, определяющими характеристики канала связи и их "окраска" и "графическое представление" зависят исключительно от среды передачи данных. Соответственно орнаменты, одежда, украшения, - это все элементы кода, идентификации и намерений, так одежды священников подчеркивают их принадлежность к связи с "потусторонним" миром и близость к "истине".

Я был в квартире художника, который разрабатывал символику СССР и сделал  множество эскизов серпа-молота и снопов с земным шаром, которые были везде в его бумагах в разных сочестаниях, он умер в конце 80-х в Кунцево в возрасте за 90, наследники избавлялись от имущества и мои товарищи художники забирали его холсты, подрамники и кисти. Он не был таким известным и богатым, как создатель текста гимна, но участие в создании герба тоже было своеобразной "охранной грамотой" от произвола.  

Двуглавый орел - символ сверхосторожности, повышенной готовности к отражению нападений со всех сторон, в лапах он держит охраняемую "тайну", хетты, - от которых символ перешел к Византии и потом к Руси - были одним из немногих племен, знавших секреты изготовления качественной оружейной стали, причем я склоняюсь к тому что это был не род "по крови" а прообраз поздних ремесленных гильдий, также имевших свои гербы, союз металлургов.

Кстати, - ленты на гербах, - это упрощение образа змеи, змея - наводящая страх, безмолвная смерть, орудие "судьбы", непознанного Закона. Скипетр и держава - простите, но даже в Древнем Египте это символы мужского и женского начал (пестик и ступка), владение всеми началами - высшая власть, ну и т.п. Двойная змея вокруг посоха - тройственность движения, причем движение в древности не было синонимом перемещения, скорее развития как созревания (зрения). Поэтому - "западать" на символы и придавать им какое-то "сакральное" значение, - это "привилегия" вовлеченных в процессы, "окрашенных", зависимость от формы, внешнего вида, предпочтение "считывать" только формальную сторону видимого, не вникая в причину появления образа - свойство "первичного" восприятия (протокол связи сначала принимает структуру, потом проверяет целостность контейнера с текстом (смыслом), а потом уже идет распаковка и преобразование, понимание).

Независимо от начертания герба и цвета флага во всех цивилизациях (и вообще в природе) мы видим одни и те же процессы, - процессы коммуникативные, обмена. Понятное дело, что солнце, восходящее (заходящее) из-за глобуса, и орлы с добычей - это качественно разное, но только формально...

Поэтому, как в русской пословице, - "хоть горшком назови, только в печь не ставь". Будущие символы и знаки будут понятны не только носителям культурных традиций человечества.