sience

Первая в истории цивилизации библиотека известна как Александрийская, ее значение для развития человечества невозможно переоценить. Сама библиотека, как хранилище папирусных свитков, составляла часть Мусейона Александрийского, учрежденного Птолемеем I, – древнейшего культурного явления, продолжающего традиции греческих почитателей муз, философов, образовавших Ликей и Академию, содружества ученых, которое современные исследователи рассматривают как общественный образовательный институт, развивающийся от частноправового к государственному учреждению.

 

Семинар состоялся в пятницу, 9 июня 2017 года в 16 часов в конференц-зале ГАИШ.
Повестка семинара:
1. Панов Александр Дмитриевич
Информация о конференции «Breakthrough Discuss», Калифорния, Стэнфордский Университет, 20-22 апреля 2017 г. 00:00:21
2. Кондратьев Иван Юрьевич
"Физические основы восприятия и сознания, моделирование инопланетной жизни и контакта." 00:39:52
Вопросы и Выступления 01:44:07
А.П.Назаретян 02:03:27
"Человек не "продукт природы" 02:17:07
Л.М.Гиндилис 02:22:12
А.Д.Панов 02:25:18
Заключение 02:26:18

Презентацию можно брать здесь 

Ещё по теме текст

lib

Основание для рассуждений на тему информации и коммуникаций - представление о воспринимающем субъекте, воспринимаемом сигнале и обратной связи (которая в психологии зовется "рефлексия", отражение). Субъектом восприятия может быть любой объект, который меняет свое состояние (отношение со средой) после получения (приема) сигнала. В "неживой" природе это проявляется как отражение и поглощение (сигнала), причем самый яркий пример (после реакции фотоэффекта), - радиотехника, где человек использует эти свойства очень наглядно и эффективно (индукция, сопротивление, конденсация (емкость)), причем в радиотехнике "отражаются" и свойства "живого" вещества, - в первую очередь способность "захватывать" множество сигналов, удерживать и "строить" (проецировать, анализировать, синтезировать) модели будущего состояния (радиолокация, ведение целей).

При множественности взаимодействий "субъект-сигнал-обратная связь" формируются состояния, среды из таких субъектов, причем не обязательно "живых" или наделенных мифической "душой", сознание появляется (формируется) в процессе развития субъекта, группы субъектов (смены поколений), "моделирования" состояний, как необходимость "выносить" части (знаки, значения, информацию) "внутренней" модели («внутренний мир», воображение) во "внешнюю" среду для адаптации к изменениям взаимодействующих сред и субъектов  (опыт, память).

В циклических системах взаимодействий (день-ночь, лето-зима и т.п.) восприятие формируется в соответствии с этими циклами, "складываются" последовательности реакций на ожидаемые изменения (алгоритмы). Развитое сознание пользуется не только своими, субъективными (личными) значениями (фиксированным опытом взаимодействия, знаниями), но и "строит" адаптеры к средам и взаимодействиям, не фиксируемым "явно" (те же радиоволны), проецирует в "будущее" не только состояние рода, вида или всей биосферы Земли, но и моделирует состояния "фантастические", "несуществующие" (это видно из религиозной практики, когда проекция личности и социума "на небо" и "под землю", приводит к разным состояниям, отражениям в реальных взаимодействиях субъектов) и вполне жизнеспособные (наука), причем можно увидеть "двойственность" этого процесса - получение (восприятие и обработка, практика) и фиксация (закрепление в опыте, знаниях, обслуживание закрепленного).

Неоднократно отмечалось, что понятие "законы" природы - это наследование от "закона божьего" – фиксация, закрепление в восприятии человечества воспринятых взаимодействий. Мораль и нравственность, этика - закрепление и удержание опыта коллективного взаимодействия (правила поведения субъектов в системе), парадигма - позиция восприятия плюс доступный для отображения опыт и т.п.  Можно рассматривать другие физические среды (с другими параметрами восприятия субъектов и другими "законами"), строить другие физические среды (чем люди и вообще «живая материя» и занимаются, приспосабливая "среды существования" к себе и меняясь), создавать других субъектов и другие (не привычные и пока не существующие) способы "жития" (например перемещений вне привычной модели "ковчега", внутри некоей оболочки, а используя создаваемые новые коммуникационные состояния). Результаты исследований зависят от того, как и какими старыми/новыми шаблонами/фильтрами/идеями пользуется исследователь, какой "аппарат" восприятия/сознания-мышления сформировался у него на основе «полученных», "взятых", "принятых" представлений, воспринятой информации.

304893 600

Встреча Патриарха РПЦМП в Сарове с учеными ядерного центра (фото с сайта Патриархии)

(выступление на круглом столе 15 декабря 2016 года, дополненное цитатами и ссылками на источники)

Наука и религия – социальные, общественные практики, отражающие физические процессы восприятия, как свойства и результаты взаимодействия субъектов и объектов (процессов, сред) вселенной. Светское государство – системная основа опережающего развития общества, цивилизации, моделирования человечеством адекватных состояний будущего.

Ключевые слова: светское государство, наука, религия, восприятие, сознание, коммуникация

 

Подходы к определению понятий, правовые, исторические и физические.

Светское государство – нерелигиозное, управление государственным аппаратом осуществляется не по соображениям идеологии или религии, а в соответствии с Конституцией и Законами государства.  Основа законодательной политики и управления – равные права субъектов  права (частных лиц и организаций) перед Законами Государства.

«… с правовой точки зрения светское государство - мировоззренчески нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакое мировоззрение (в том числе религиозное или антирелигиозное) в качестве официальной идеологии, обеспечивающее гражданам возможность свободного мировоззренческого выбора.» (С.М. Алейникова, С.А.Бурьянов  «СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально»  Москва 2015  https://cloud.mail.ru/public/91Kp/gfzsx958z )

Группы лиц и субъекты, их создающие, взаимодействуют  с другими субъектами права, не нарушая Законов. Законы, фиксация общественных отношений, являются коммуникациями (протоколами связи), обеспечивают неконфликтное существование субъектов в социуме и социума в целом, и, как любые транспортные системы, осуществляют информационный  обмен между всеми субъектами Государства (как системы управления ) и Общества (совокупности личностей и их организаций), создают условия для реализации материального обмена, - ресурсами и продукцией. 

Исторический взгляд на развитие цивилизации (используя шкалу времени, таймлайн, анализируя  не только  письменные источники, но и материальные останки культур и физическое прошлое сред взаимодействия) показывает, что именно практические отношения, обмен товарами и идеями создают отношения, которые фиксируются как законы, записи состояний, правила поведения.

« … эволюция средств культурной коммуникации началась уже в нижнем палеолите: точкой отсчёта можно считать первые стандартизированные орудия и использование огня. С тех пор материальные продукты деятельности несли в себе знаковую нагрузку, так что версификация орудий была одновременно и умножением информационных каналов. Найдены очень древние следы, возможно, свидетельствующие и о попытке процарапать на костях подобие рисунков (например, К. Вульф [2012] ссылается на загадочную табличку из Тюрингии возрастом 300 тыс. лет» (А.П.Назаретян «Нелинейное Будущее»)

 Можно увидеть, что с увеличением числа субъектов, вовлеченных в обменные процессы, увеличивается количество связей, появляется необходимость в создании узлов разрешения противоречий и конфликтов (что проявляется в социуме, обществе, государстве как суды и правоохранительные органы) и развитии системы фиксации отношений, которая стремится к моделированию будущих состояний общества (планирование, прогнозы, пророчества, в том через принятие законов законодательными органами и их исполнение органами исполнительной власти).

Физический уровень коммуникаций – отношения  приема-передачи «субъект-субъект» и отношения «субъект-объект» и «объект-объект» (отражение, поглощение, процессы физики, химии и биологии) создают всевозможные сложные системы, воспринимающиеся субъектами в соответствии со сформировавшимися способностями, свойствами (опыт взаимодействий).  Объекты – это процессы,  разница от скорости и размерности восприятия субъектом (Ноосфера, Биосфера, Солнечная система, Галактика, Метагалактика, планета, гидросфера, литосфера, жизнь, вещество, молекулы, атомы и т.п.) Вселенная – совокупность взаимозависимых разноуровневых (размерных) процессов.

Субъект – характеризуется активным опытом взаимодействий, основная характеристика – восприятие - «захват» информации (сигналов, объектов, «внимание»), вовлечение в оболочку (круг, сферу) собственного существования (присвоение) и моделирование (планирование) собственных будущих состояний в зависимости от изменения состояния взаимодействия внешних и внутренних процессов. 

«Прогнозирование (опережающее отражение; моделирование будущего) – имманентное свойство всех живых организмов, включая растительные. И уже растение рискует опасно ошибиться в прогнозе. Известный физиолог П.К. Анохин приводил характерный пример. В разгар чересчур интенсивного «бабьего лета» садовые деревья раскрывают почки в ожидании грядущей весны. Опытный садовод знает, что надо срочно принимать меры по утеплению деревьев, иначе приближающиеся холода их погубят.» (А.П.Назаретян «Нелинейное Будущее»)

В представлении В.И.Вернадского «живое» вещество, заключенное в оболочку, со своими процессами внутри нее, существует поглощая и преобразовывая энергию распада «косного» вещества (излучение Солнца, тепло химических реакций и т.п.), планируя будущие взаимодействия, реплицируясь поколениями, создавая код пережидания времени отсутствия ресурсов, упаковываясь в форму пережидания, переноса (семя, яйцо, споры).

«Она (биосфера) состоит из живого вещества и вещества косного, которые на протяжении всего геологического времени резко разделены по своему генезису и по своему строению. Живые организмы, т. е.  все живое вещество, родятся из живого вещества, образуют в ходе времени поколения, никогда не возникающие прямо, вне такого же живого организма, из какой бы то ни было косной материи планеты. Между косным и живым веществом есть, однако, непрерывная, никогда не прекращающаяся связь, которая может быть выражена как непрерывный биогенный ток атомов из живого вещества в косное вещество биосферы, и обратно.  Этот биогенный ток атомов вызывается живым веществом. Он выражается в их не прекращающемся никогда дыхании, питании, размножении и т. п.»(В.И.Вернадский «Научная мысль как планетное явление» http://lib.ru/FILOSOF/WERNADSKIJ/mysl.txt )

Двунаправленная связь «процесс-субъект» формирует состояния субъекта и субъект меняет состояния внешней и внутренней среды, свойства коммуникаций с другими субъектами и объектами. Оболочки (мембраны) выполняют роль управления, пропуская – не пропуская вовне - внутрь  сигналы, информацию, вещество, ресурсы (городские стены с воротами, таможенные посты, государственные границы и т.п.).

«исключительно важным фактором в сознательной деятельности служит явление, которое в технике получило название обратной связи. … Когда мы хотим, чтобы некоторое устройство выполняло заданное движение, разница между заданным и фактическим движением используется как новый входной сигнал, заставляющий регулируемую часть устройства двигаться так, чтобы фактическое движение устройства все более приближалось к заданному.» (Н.Винер «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» http://grachev62.narod.ru/cybern/contents.htm  )

Восприятие (обмен, сигнал-обратная связь) субъекта, – прием, обработка (внимание), фиксация (запоминание) в собственном опыте (внутренний мир, «душа», навык, привычка) и отражение во внешний опыт (логос, знаки, речь, письменность, цивилизация).

«Ни внешний, ни внутренний мир не есть ни „призрак" моей фантазии, не только „мое представление". И положение, которое я намерен здесь отстаивать, вовсе не имеет характера „мечтательного идеализма".

Все мировоззрение каждого человека составляет в значительной мере результат его собственной деятельности и оно тем более ценно, чем более самостоятельности обнаруживается в этой деятельности, но это положение я распространяю даже на наши элементарнейшие представления, действительную ценность из них имеют для нас лишь те, которые или выработаны, или по крайней мере переработаны нами самостоятельно. В этом смысле я и говорю, что мир для нас таков, каким  мы его сами для себя делаем.»

« …Все предметы внешнего мира представляются нам не иначе, как в пространстве и времени.  Но что такое пространство и время, как не особые способы связывать между собою отрывочные явления?» (М.М.Филиппов «Философские письма. Творчество личности»http://zdravomyslie.info/biblio/biblioteka/522-tvorchestvo-lichnosti )

Сознание, знаковое восприятие– обмен знаками, символами и их системами, общее, согласованное состояние группы субъектов (интеллект – уровень сознания, количественная характеристика состояния субъекта в коммуникации).

Социум (общество) – сумма (совокупность) субъектов, их коммуникаций, технологий, среда исполнения (взаимодействия) знаковых систем субъектов и их групп.

Передача опыта поколениями от субъекта к субъекту и поддержание состояния коммуникационной среды – необходимость создания моделей будущих состояний и пережидания отсутствия среды функционирования, взаимодействия (день-ночь, зима-лето, холод-жара) – кодирование (упаковка) состояний (семя).

Процесс развития восприятия-сознания  можно представить как развитие  коммуникации личной и социальной от первых каменных рубил (около семи миллионов лет назад, Олдовайское ущелье)  и звуков-сигналов, к ритуалам инициации во взрослую особь (мегалитические святилища, стоунхендж, дольмены). Этот процесс основан на необходимости передачи опыта охоты, трудовых навыков и т.п. информации, в форме образов, пиктограмм, к слову, языку, мифам и сказкам, к письменности, книгам, книгопечатанию, интернету.

Восприятие – в биосфере Земли, - чувственное, преобразующее сигналы внешнего мира в образы, образы реализуются в модели поведения, приемы, знаки. Животные также пользуются знаками для меток территории, пищи, «свой-чужой» и т.п., человеческое восприятие более сложное за счет использования более сложных систем (речь, язык) и орудий, инструментов развивается в знаковое, сознание (вторая сигнальная система), происходит конвертация, преобразование знаков в чувства и опыт и обратное отображение в мир, реальность.

«… большинство слов, характеризующих логическое мышление, указывают или на деятельность руки, или же на деятельность чувства зрения. Достаточно напомнить такие слова, как понятие (сравн. поймать), немецкое Begriff от greifeti (схватывать). (М.М.Филиппов «Философские письма. Творчество личности» http://zdravomyslie.info/biblio/biblioteka/522-tvorchestvo-lichnosti )