Храм в Дьяково, построенный Иоанном III
для рождения Иоанна IV
В том мальчике, читающем стихи.
Он стрелки сжал рукой, чтоб не кончалась эта ночь,
И кровь течет с руки...
... с той стороны зеркального стекла..."
Б.Г.
"Белая Индия" - новая книга Павла Зарифуллина. Чем занимается автор, доступно рассказано в самой книге, в последних частях даже в подробностях. Любопытные, которым не лень бродить по ссылкам в Интернете, могут больше узнать о нём здесь.
Для особо пытливых не составит труда узнать, что он присутствует и здесь, а также, что когда-то он работал с евразийцем Дугиным, но пути их разошлись.
Возможно по той же причине, по которой герой эпиграфа к этому тексту пытается остановить время, воздействуя на измерительный прибор. Эта какая-то общая беда определенного рода исследователей и художников, которые уверены и уверяют других в существовании прямой зависимости между миром и взглядом на мир субъектов, порожденных этим миром. В существовании прямой, рациональной Магии Действия. Товарищ Дугина, Евгений Головин, тоже упоминающийся в книге, очень точно чувствовал подобную связь, связь Мира и Мифа, но, в отличие от Дугина, он совершенно правильно понимал, что никакие приборы и теории не "работают" в отношениях между творцом и его миром, что только сам художник, тратя себя, способен работать с мифом, как с инструментом влияния на мир.
Грааль пуст в руках недостойных, меч-кладенец способен вытащить из ножен только избранный, дойти до кощеевой иглы может только правильно выбирающий отношения со встречными.
Миф нужно прожить. Чем и занимается автор книги вместе с читателем.
Основная идея, процесс, разбираемый в книге, - тяга в Азию. Рассматриваются вопросы притяжения англичан в Индию, Афганистан и на Балканы, немцев на Урал и вообще в Россию. Происходит это с помощью деконструкции этнических мифов, народных представлений о случившемся.
Возвращение блудного сына, к отцу, в семью, к очагу, где зарождался этот Мир, - основная тема произведения.
Главный герой, вернее Центр Притяжения, поскольку он не существует как деятельная историческая личность, а действует только как собирательный образ, - Пресвитер Иоанн, владелец Земли Праотцев, тот, кто отобразился в Иоанне Крестителе.
Некоторое время назад, году в 2013, один иерарх старообрядческой Церкви (что в Калитниках) рассказывал, что Индия, - православная страна, и у него есть фолиант 16 века, где об этом прямо говорится. Если найти список путешествия Афанасия Никитина в Индию, то можно удивиться обилию тюркских слов и понятий, и тому, что путешественник обходится без толмачей-переводчиков. "Белая Индия" дает разъяснения.
Китай со своими лукавыми правителями мандаринами, качающими головами и не говорящими ни "да" ни "нет", Индия с семью слонами, терпким чаем и буддийским московским летом, отражающим луковицами богатырских шлемов, покрывающих храмы, символы вечного круговорота-коловрата, смиренность и упрямство монгольской конницы, - это всё русское. И бирюзовая гуанинь, и белая слоновая кость и красная кровь восхода.
На страже Лукоморья камень с троесловием и ожившая глава никогда не умиравшего Иоанна, и очень простой выбор:
1. Налево пойдешь - коня потеряешь.
2. Направо пойдёшь - друзей потеряешь.
3. Прямо пойдёшь - себя потеряешь.
Возможно, всё дело в преодолении Мифа? Победить Говорящую Голову? Преодолеть Стену (Китай)? Покорить "внутреннюю" монголию? Сказка ложь, да в ней намёк...
Миф не просто "живуч", это единственный инструмент моделирования Мира.
Главное - не блудить в Пути.
"Мне сказали, что эта дорога ведёт к Океану Смерти, и я с полпути повернул обратно.
С тех пор тянутся передо мной глухие, кривые, окольные тропы."
(Братья Стругацкие).
25.09.2017