Arcanum21

Замечания перед основным текстом.

Предлагаемый текст формально не является научной работой, хотя предмет исследования определен, - это Знание, и представления о Знании. Автор рассматривает понятия, сложившиеся в оккультной литературе (религиозной, мистической и теософской), и собранные в произведениях П.Д. Успенского, с точки зрения философии действительности, рассматривающей все фиксируемое человечеством в знаках, как результаты действий, взаимодействий человека и человечества со вселенной как части вселенной. Сам предмет, от которого автор «отталкивается» в своих размышлениях, теософия, является проявлением, результатом, «продуктом» метафизического мышления, связываемого с интуицией, чувством, поэтому в изложении присутствует также и обратное, зеркальное чувство, возникающее как реакция на воспринимаемый предмет.     

 

 

Введение.

Вместе с развитием научного знания, развитием техники и технологий на основе научного знания, в общественном сознании продолжают иметь место всевозможные представления о «тайных знаниях», оккультные науки, представления о «парапсихологии», «потустороннем мире» и прочих вещах, или недоступных ученым, или тщательно ими скрываемым.  Несколько телевизионных каналов, включая религиозные каналы и  передачи, настойчиво внушают телезрителям о реальности волшебства, магии, параллельной «мистической», «тайной» науке, предлагаются курсы и тренинги по овладению подходами к таким «знаниям», организуются группы по общению с «высшим разумом» («ченнелинг»), колдуны и маги объединяются в организации, на «голубом глазу» считая, что они оказывают реальные, практические услуги по «снятию порчи», «сглаза», «очищению кармы» и т.д.

Но, кроме вполне обычных мошенников, зарабатывающих деньги на волшебстве и прочих магических и ритуальных услугах, есть серьёзные люди, с высшим образованием, которые отвергают церковные ритуалы и магические приемы современных колдунов и магов, но, считают реальностью возможность существования неких «тайных знаний», которые могут быть оставлены или бывшими ранее более развитыми цивилизациями, инопланетянами, либо поддерживающими «тайную науку» тайными обществами и отдельными «посвященными», существующими скрытно в нашей цивилизации. Основанием для такой позиции являются многочисленные, вполне исторически существовавшие учения, которые, по мнению этих «продвинутых» людей, служили образцами при написании Вед, Упанишад, Библии, Евангелия, Корана, работ по герметизму, алхимии, и, самого близкого к нам учения, объединяющего практически все оккультные, мистические науки, - теософии. Именно в теософии, возникшей на рубеже 19-20 веков, собраны все варианты «тайных знаний», и намечены «пути» их получения и пользования ими. Самыми знаменитыми русскими теософами были Елена Блаватская, Рерихи, Гурджиев, и Петр Успенский, собравший в своих книгах все основные тезисы, доказывающие, по его мнению, реальность существования «тайных знаний», доступных «высшему», «развитому» сознанию.

В своих книгах «Четвертое измерение» и «Tertium Organum», написанных в 1912-1930 годах, он подробно разбирает всевозможные аспекты «тайного знания», и, в конце книги «Tertium Organum» предлагает читателю таблицу эволюции сознания, от линейного сознания низших животных и растений, через трехмерное восприятие человека, к сознанию «Сверхчеловека», к которому стремится человечество в своем развитии. Несмотря на критикуемую им науку, «заложницу» позитивистской философии, он вполне научно излагает свою гипотезу эволюции сознания, совершенно правильно полагает жизнь процессом познания, замечает, вслед за Вернадским (не упоминая его), что жизнь зависима от «тока атомов», излагает идеи теософии грамотно и рационально, и, для неискушенного философскими размышлениями ума, очень убедительно.

Все современные пропагандисты «тайного знания», от Левашова до Склярова, так или иначе повторяют, иногда весьма упрощенно и переделанно под современные научные знания технологии, все основные тезисы «теософии», причем Левашов и его «клоны» искренне считают, что они достигли как раз того, «сверхсознания», о котором пишет Успенский, но, их представление о «сверхсознании» совершенно не соответствует тем параметрам, которые выводит Успенский.  А телепередачи о «загадочном» на РенТВ и чудесах на «Спасе» и других «мистических» каналах, - только слабое отражение теософских идей, мусор во всех отношениях, яркие и громкие, но ничего не представляющие кроме больной фантазии их авторов, обрывки чужих мыслей и дурно пахнущие останки некогда популярных теорий и бытовая, кухонная философия. Недаром для подтверждения жизненности своих измышлений, и религиозные и мистические каналы приглашают на эфиры ученых и атеистов. Представляете, что на популярную передачу по астрономии или физике приглашают астрологов и теологов, знатоков «загробного мира» и уфологов?

Всё бы ничего, каждый верит в то, до чего может дотянуться своим умом, но, к сожалению, усиленная пропаганда существования «истинной» науки, доступной только «посвященным», или религиозным, искренне верящим людям, сведение научного исследования к служению доступному, свершенному, законченному знанию, «истинной» картине мира, которую неэтично и аморально нарушать (задевать «чувства верующих»), стремление «срастить» науку и религию, - такая пропаганда наносит непоправимый ущерб развитию культуры вообще, и развитию сознания, а значит и науки, и жизни всей человеческой цивилизации.

Зачем нужные какие-то новые знания,  достаточно старых, традиционных, добытых в древние времена, волшебных, которые действуют без всяких технологий, просто молитвой, заговором и колдовскими пассами. В свое время в России, для продвижения продаж водки, спитрозаводчики выпускали брошюры о пользе различных спиртосодержащих настоек, в том числе и растворов сажи, собираемой из топившихся по «черному» изб. Пропаганда мистики и «тайных знаний» создает широкое поле для свертывания программ обязательного бесплатного образования, медицины, популяризации науки и научных знаний. Колосится и цветет псевдо и лженаука, заворачивая волшебство и колдовство в одежды строгого научного пафоса, подменяя науку наукообразием.

Попробуем вместе с Петром Успенским разобраться в «тайных знаниях», и начнем с физики восприятия.

 

Физика восприятия.

Не будем цитировать работы Успенского, они вполне самодостаточны и цельны, чтобы не рвать их на цитаты, будем упоминать основные его тезисы.

Следует отметить, что Успенский пользуется и философской, и мистической, и научной литературой своего времени, он знает идеи Бергсона, Маха, Фрейда, Эйнштейна, Маркса, Дарвина и т.д., но совершенно не принимает во внимание (да и не мог он этого сделать в то время) развитие связи, радио и последующее развитие вычислительной техники, вплоть до современного Интернета.

Второй момент, - несмотря на упоминание им тогдашней биологии клетки, он ничего не пишет о генетике, о электрической основе работы клеточных мембран, но, главное, как и большинство современных мыслителей, упускает из внимания вполне доступный в то время тезис о двойственности всех процессов во вселенной.

Правда он пишет о эволюции как процессе, который возможно кажется нам развитием, а в реальности может быть деградацией из более развитого состояния. Он так и пишет, что понятию «эволюция» нет антитезы, именно такое предположение и лежит в основе представления о бывшей в прошлом «высшей» цивилизации, на обломках которой мы существуем. Но это представление также линейно, как критикуемая им Логика Аристотеля и Бэкона.

Он не упоминает уже опубликованные в его время работы Вернадского о биосфере, где подробно разбирается существование жизни (живого вещества) в постоянном взаимодействии с распадающимся «неживым» («косным» веществом), где постоянный «ток атомов» от Солнца является основой процесса земной жизни, где «живое вещество», заключая в оболочку (захватывая) часть доступной среды, преобразует захваченное (вещество и излучение) внутри оболочки (в белок, аминокислоты и др.), создает свою копию (создает код, геном, для развития копии, семя-яйцо), и выбрасывая «отходы», создает ими измененную среду. Все исследования «теософов» происходят в границах «мира идей», они пользуются представлениями Канта о «вещи в себе» и трансцендентности, непознаваемости  мира, игнорируя собственные доводы о преобразовании чувственного в логическое. 

Также он не упоминает о психологических аспектах рефлексии, отражения, ответной реакции, как основе логики, впрочем кибернетика, разработанная Винером на феномене обратной связи, тоже не была доступна для его сознания, но, почему-то есть уверенность, что и идеи Вернадского и Винера, также были бы приспособлены под парадигму теософии, как современные нам религиозные деятели применяют в своих проповедях термины из теории квантовой механики, фактически занимаясь схоластикой, рассматривая все через одну «любимую» теорию, отбрасывая противоречащие ей факты, или просто не воспринимая, не понимая их.

Пропуская физику восприятия как процесса, Успенский сразу переходит к чувствам, которые создают образы, из которых образуются понятия и идеи, он пользуется представлениями о восприятии, сложившимися в психологии к началу 20 века. Оригинальна гипотеза о измерениях восприятия различно организованных существ, он проводит аналогию с геометрией, когда восприятие, сознание улитки сравнивается им с линией, собак и кошек с плоскостью, людей с кубом, а «высшее сознание» должно владеть «четвертым измерением», перпендикулярным к кубу, и он предполагает, что это измерение – время, а время, в свою очередь, - свойство мерности пространства. Продолжая геометрическую аналогию, он считает, что более низкие уровни сознания являются проекциями более сложных, высоких уровней. Причем движение на каждом из уровней, - следствие доступного восприятия проекций тел высшего порядка, так для собак, живущих в двухмерном мире, проекции трехмерных тел будут двигаться при изменении угла зрения. Фактически гипотеза Успенского умозрительна и не проверяется никак, он проецирует, переносит аксиоматику геометрии в процессы обмена, связи, отношений, игнорируя упоминаемый им самим основной процесс – познание, то есть фиксацию, запоминание, оставление следа от действия в знаках, отметках, изменении части доступного внешнего мира, мира событий.

Стоит отделять процессы взаимодействия, изучаемые естественными науками, физикой и химией, от процессов, организуемых в теле «живого вещества», Вернадский стал применять к ним термин   «биохимия», также, как к процессам взаимодействия биосферы и литосферы – «геохимия». Можно представить некий газовый шар, прототип планеты, в котором, на поверхности, под действием излучения звезды образуются первичные соединения, приводящие к образованию «живого вещества», это живое начинает поглощать окружающее, множиться и преобразовывать газ в более сложные соединения уже более плотного вещества, твердого, это твердое падает к центру газового шара и образует «твердь» и так далее. Такая модель очень упрощенно показывает, что процессы на планете можно разделить на процессы физико-химические, связанные с взаимодействиями «косного» вещества, которое собирается к центру под действием «силы тяжести», процессы биохимические и биофизические, связанные с образованием «живого» вещества и его функционированием, взаимодействием со «средой», «косным» веществом, а также геохимические и геофизические, связанные с взаимодействием отходов и остатков жизнедеятельности «живого» и «косного» в литосфере и атмосфере. Для нас главное, - отделять в «живом веществе» процессы физико-химические, которые можно назвать восприятием, от процессов деятельности их потомков, процессов образования и функционирования т.н. высшей нервной деятельности, сознания.

Для понимания отличий можно привести аналогию с радиопередающими и принимающими устройствами, которые, являясь продуктами человеческой деятельности, вполне отражают смысл происходящего. Так, на уровне электрических соединений мы видим процессы преобразования электрического тока в веществе в радиоизлучение и наоборот, этот процесс формируется, кодируется так, чтобы пользователи приемо-передающего оборудования могли с помощью этого физического процесса передавать друг другу информацию достаточно широкого диапазона, от текста до звука, изображений, а скоро, вполне возможно, до формирования необходимого  вещества (3д принтеры). Физический уровень (слой, процесс) такого взаимодействия можно назвать восприятием (прием - передача), а кодирование-декодирование (изменение, сигнал), можно назвать сознанием, то есть созданием и передачей знаков. Поскольку радиотехника, как и прочие достижения цивилизации и культуры, - только отражения реальных процессов взаимодействия «живое-косное», и не существуют без сознательной деятельности человека, то она, конечно, не обладают человеческим сознанием, и вообще сознанием. Это только среда обмена сигналами, как сигналы флажками на флоте, или сигналы маяка. Физическая среда существует, но человек только пользуется ей для связи с себе подобными или своей аппаратурой.

Итак, физические процессы, взаимодействия сред, существуют во всей вселенной, их изучает физика (химия), это процессы, в основе которых лежит главное свойство вселенной – симметрия, это процессы отражения, поглощения, образования «элементов» (сред, состояний вещества), а процессы восприятия, преобразования физических процессов в код (в оболочке) – являются потомками этих процессов, образуют живое вещество, которое изучает биология, и потомками этих процессов являются процессы сознания (связи, коммуникации), которые необходимы для существования, взаимодействия сложных существ и их групп, и эти процессы изучаются комплексом т.н. «гуманитарных» наук. Причем в процессах сознания присутствуют все «низкоуровневые» процессы, используемые субъектами сознания для своей деятельности. Именно процессы молекулярного взаимодействия «создают» чувства обоняния и осязания, электрохимия – чувства ощущения, колебания воздуха и прочих тел – звук, света – зрение, гравитация – чувство пространства. Более того, субъект восприятия, собирающий все эти чувства и строящий из них «картинку мира», как сложное отражение захваченных сред («точка сборки» - термин ещё одного мистика, - Кастанеды), совершенно не обязательно обладает сознанием, как развитым аппаратом обмена сигналами, ему может быть достаточно физической деятельности тела, рефлексии. Множество примеров, когда в результате интоксикации или травмы у субъекта отключалось сознание, но тело продолжало жить, воспринимать, но теряло свойство собирать воспринятое чувствами в «я», в сознание, такое же состояние свойственно субъектам  при «потере рассудка», когда действиями управляют «нахлынувшие чувства». 

Вторым фундаментальным свойством, на котором основано восприятие и сознание, является  проявление симметрии в динамике, – движении, - фрактальность, самокопирование, такое свойство хорошо иллюстрируется калейдоскопом, где симметрия – наличие зеркал (рефлексия, отражения) образует одинаковые красивые фигуры, порядок, из хаотически набранных разномастных, разноразмерных и разноцветных стекляшек. Увеличение количества зеркал (осей симметрии) способствует «размножению» фигур. Калейдоскоп иллюстрирует как «сам по себе» образуется порядок, отражениями, без участия «высших сил», которые складывали бы сложные фигуры «вручную» (как это делают индийцы, собирая мандалы из разноцветного песка, по сути те же калейдоскопы). Возможно упорядочивание в «живом» началось с отражений света от поверхности внутри капли воды.  Копирование (фрактальность, проецирование) неразрывно связано с понятиями «время» и «пространство» (длительность копирования, размещение копий), а также с понятиями «память» (след событий, знаки форм) и «движение» (перемещение копий от «материнской»).

Итак, теософы, в том числе и Успенский, проецируют свойства человеческого сознания производить знаки (метки, сигналы, идеи) на всю вселенную, и используют термин «сознание» для обозначения некоего предмета, философского объекта, с которым производят манипуляции, помещая его в тело как «душу», или присваивая его всей вселенной.

Но даже в индийском, ведическом мировоззрении Брахман (как объект) представляется, является (сознанию наблюдателя) в человеке Атманом, не просто отражением, а полнофункциональной копией, другой стороной, временной, ограниченной жизнью человека.

Теософы, мистики и Успенский не исключение, используют в своих представлениях сознание и восприятие не как процессы физические, фактически процессы связи, коммуникаций, а как проекции из некоего «другого» мира, трансцендентного, недоступного познанию (разметке знаками), впрочем, тоже коммуникация, только существующая исключительно в сознании субъекта. Совершенно понятно, что если оперировать только идеями (существовать в «мире идей» Платона), не пересекая границу «мира идей»,  не проверяя их в мире событий, действиями, то вся вселенная событий, действий, существующая за телом, за пределами сознания, в восприятии, станет недоступной, а человек будет иметь дело только со своими чувствами, отрицая действительность, принимая весь мир иллюзией («майя»). Причем они совершенно правильно понимают недостаточность для описания и моделирования мира Логоса, мира суждений, логики Аристотеля, а также математической логики, оперирующей с точечными объектами, не имеющими свойств (числами, знаками количества точек), геометрии, оперирующей с поверхностями (плоскостями), объемами и проекциями тел.

Фактически они сознательно отрицают необходимость действия для познания, достаточно медитации, молчания, концентрации внимания, или расслабления, и такое неделание, по их представлениям,  приведет к экстатическому состоянию, оживлению интуиции (провидения, образованию внутреннего «зрения», «третьего глаза»), экстазу, в котором и является высшее сознание, «сверхсознание», которое было доступно Будде (нирвана), Христу (воссоединение с Богом-отцом, воскрешение в «царствие небесное») и некоторым другим субъектам на постоянной основе, а другим, - только как всплеск, искра, озарение. Здесь напрашивается аналогия с лечением психических больных электротоком, когда их невозможно вывести «из себя», «внутреннего мира», из коллапса самопогружения обычными медикаментами и подзатыльниками, а «искра» электричества приводит их в «норму».

Живое, его восприятие и сознание формируются постоянным процессом взаимодействия с «окружающей средой» который (двунаправленный процесс, «инь-янь») формирует, организует само живое в его разнообразии. В процессе эволюции, размножения, смены поколений образуются новые «органы», адаптеры к новым взаимодействиям, средам, состояниям. Так у дельфинов и летучих мышей сформировалось ультразвуковое «зрение» исключительно во взаимодействии со средой, а не путем медитации или молитвы, или заранее продуманного плана, спроецированного извне.

Рассмотрев процессы восприятия и сознания, мы видим, что нет необходимости для объяснения этих «феноменов» привлекать некие потусторонние и трансцендентные «силы». Откуда же взялись представления о «тайных знаниях». Для этого нужно рассмотреть эволюцию, как процесс изменения сознания у человека.

 

Тайна знания.          

Соображения о «тайных знаниях» сводятся к следующим положениям.

  1. Тайные знания существуют с незапамятных времен, о их существовании можно судить по текстам древних книг, Вед, Упанишад, Библии, Евангелия и т.п.
  2. Тайные знания передаются путем инициации, перехода ученика из внешнего мира (круга) во внутренний круг (закрытый для непосвященных), путем постепенного обучения с помощью Учителя, сакральных (священных) текстов, продвижения ученика по ступеням иерархии с помощью определенных для каждой ступени ритуалов, мистерий, (это хорошо видно на примере масонских лож и вообще церквей и сект, повторяющих формально подобные процедуры)
  3. Тайные знания передаются от Посвященного Посвященному и недоступны простым смертным, на Земле могут существовать физические или мистические расположения, где вечно живущие (спящие) мудрецы сохраняют вечные истинные знания (Шамбала, Беловодье, Кайлаш и т.п.)
  4. Тайные знания могут сохраняться на специальных носителях (лингамах), заряженных «знаниями» камнях, знания из которых могут считывать посвященные.
  5. Тайные знания могут быть доступны при контактах посвященных (мистиков) с высшим сознанием, путем входа в экстатическое состояние (приняв специальную пищу, в основном наркотического содержания).
  6. Тайные знания были созданы в глубокой древности высокоразвитой цивилизацией, которая, зная о своем конце, сохранила их для будущих времен, когда снова наступит эра (эпоха) мудрецов (смена Юг, вселенских периодов, циклов возрождения и угасания сознания).

Фактически все эти представления сложились и из реальных наблюдений и действий первобытных народов, и из проецирования современных представлений на историческое и доисторическое прошлое.

Рассмотрев физические процессы восприятия, мы видели, что простейшие животные вполне могут обходиться без сложных коммуникационных знаковых систем, они подобны механизмам, перемалывающим поступающую пищу, которая позволяет им размножаться, если есть подходящие для этого физические условия среды обитания, таковы бактерии, грибы, простые растения, микроорганизмы и т.п. простейшие. Еще более простые вирусы используют для своего размножения чужую оболочку, клетку «хозяина», проникая в нее и пользуясь ею, ее структурой, организацией. Более сложные животные, высшие растения, насекомые уже не могут обойтись без коммуникаций, выделения химических веществ, меток состояния созревания, голода, принадлежности территории, опасности, и т.п. указаний на изменения состояния. Можно даже представить, что такие знаки свидетельствуют о «сознании» растений, насекомых (особенно муравьев и пчел), но такие знаки остаются только метками, наборами меток, они образуют «знания» физического уровня (взаимодействия), доступные при непосредственном, физическом контакте с физическим же указателем.

Ещё более сложные животные, захватывающие больше пространства (времени) для своей жизнедеятельности, использующие не только обоняние, осязание и распознавание цвета и формы и других колебаний (изменений) среды, начинают моделировать, планировать свое поведение, используя память, - фиксацию своих событий, взаимодействий, опыт, не только в собственном теле, но и в общей памяти своей культуры, которая передается не только физическим кодированием в процессе размножения, и не только копированием поведения, но и через специальные знаковые системы, передающиеся через закрепление во внешней памяти, на внешних носителях, и обозначающих модели личного и коллективного поведения в зависимости от изменений среды.

Во-первых это язык, как среда обмена не только сигналами, но и личным опытом взаимодействия, язык как система согласования общих действий (охота), и как оценка результата взаимодействия (комментирование ощущений и событий).

Можно допустить, что первые знания наших предков были знаниями о местах водопоя, произрастания и созревания плодов, об опасности и способах ее избежать. Несколько миллионов лет наши предки пользовались «простыми» кремниевыми отщипами как продолжениями своих когтей и зубов, а для общения использовали подражания звукам окружающей среды. Их знания состояли в закреплении умений работы с камнем и звуком, позже к этим знаниям присоединились знания отношений с огнем, изменения пищи с помощью огня, изменения камней с помощью огня (металл) и т.д. Именно действия с собственным телом и применение к телу всевозможных адаптеров (нож, игла, дротик, рубило и т.п.) служило развитию коммуникаций, языка, изменяло само тело, меняло личное и коллективное поведение, развивало память (опыт). В действиях появился смысл (действие с мыслью).

Второй областью изменения сознания и получения знаний стало приручение животных. Это была не современная дрессировка, а скорее совместное выживание, древняя взаимопомощь, которая свелась к пользованию более низко организованными существами, как орудиями, инструментами.

Все древние книги сохранили и донесли до нас фиксацию в сознании именно этих процессов, - овладения камнем и звуком, овладения лошадью и собакой, овладение огнем как защитой, и водой как средой перемещения. Но уже записывавшие предания вносили своё понимание воспринимаемого, поскольку развитие письменности шло параллельно с устной передачей знаний и традиций, от Учителя к ученику, причем для закрепления передаваемого опыта использовались физические «тренинги» в виде повторяющихся движений, упражнений с предметами, прототипами ритуалов, мистерий и т.п.

Знаки были первоначально способом учета имущества, учета периодов времени, каждое новое поколение рождалось уже в новой знаковой, коммуникационной среде, научаясь от взрослых и проецируя знания в будущее, моделируя будущее поведение.

Кроме «тайн» воздуха, огня, воды и земли, познания (освоения, обозначения, осмысления) требовали тайны рождения и смерти. Именно познание процессов рождения и смерти и стало передающимися неизменными «тайными знаниями». Если действия с телом и приспособлениями к нему и к общей жизни можно было объяснить потребностями в удовлетворении голода, жажды, холода и т.п., то рождение человека и смерть человека были необъяснимы (теперь тоже, для очень многих).  Соответственно, понимание этих процессов проецировалось на наблюдаемые события, движения светил по небу, смену дня и ночи, времен года, лет и т.п.

Вполне допустимо, что процессы зачатия, рождения, взросления, угасания и смерти воспроизводились (и сейчас воспроизводятся) в коллективных «мероприятиях», постановках. Строение современных церквей (зданий) вполне себе проекция аппарата (органов) зачатия, а ритуалы – проецирование процесса зачатия, инициация для рождения «нового человека», «нового сознания», а отпевание умерших, успокоение в том же строении, - проекция возвращения тела умершего (смирившегося, слившегося с миром, измеренного временем) в материнское лоно, к новой жизни. Присутствуют в строении Церкви (и здания и организации) и внутренний круг, для посвященных (алтарь, место действия животворящей силы), и внешний (стены храма) и забор от мирского, земного, отделяющий внешний хаос от внутреннего порядка. Индийские, вавилонские, египетские и греческие «жрецы», «посвященные», философы передавали и получали знания посредством церемоний, поклонения образам изучаемых объектов. Религия долгое время была средством передачи знаний, параллельно искусству и ремеслу, именно на основе религиозных институтов возникли первые организации науки, университеты. 

Теософия, как идея познания через высшее существо, высшее сознание, заключена в камнях пирамид, греческих и римских храмов, синагог, церквей и мечетей. Но и религия, и теология с теософией, и философия чувствования, метафизика, имеют весьма опосредованное отношение к процессу познания.

Физически, в действиях, все «сознание» сводится к образованию коммуникации, отношения к предмету или субъекту и фиксации ее, коммуникации, результата в знаке, переносе знака в память, разрушении коммуникации и созданию новой, обмене знаками. Преобразованию действия в чувство, чувства в опыт (знание), и обратное преобразование знания (опыта) в чувство и действие (эмоции – индикаторы состояния).

В этом процессе физика – все что связано с действием, а метафизика, - все что за действием, в сознании, в теле, опыт, «внутренний мир», область идей и «духа». Причем сами метафизики представляют себе физические взаимодействия не просто как следствия, результаты  применения действий тела к внешней среде, а прямое воздействие «духа» (идеи, мысли). Понятие «духа», «души» и т.п. как отдельного от тела объекта сложилось достаточно поздно, в Европе, в греческой традиции, сублимировавшей египетские и возможно буддийские представления, уже упоминалось, что изначально в индийском миропонимании Атман – это не «душа» человека, а Брахман (Брама) не «душа» вселенной (всего вообще), это две стороны одного и того же процесса (объекта), отличающиеся только разным пространственным состоянием, Атман – временный, проявленный в частях (телах, отдельных жизнях, сознаниях), отражающийся (действующий) в калейдоскопе превращений (перерождений) вечный и бесконечный Брама (Брахман). Пять египетских «душ» очень напоминают индуистские и ведические «чакры», а также греческие понятия «любви», это некие коннекторы, связи человеческого тела (существа) со Вселенной (Богом, Брамой, Вечным Небом и т.п.) отличающиеся участием различных «уровней» сознания, чувствования. В христианской традиции всё свелось к формуле «бог это любовь», к которой можно добавить, - «а любовь это связь, а связь это отражение от действия», кстати, на латыни «deus» - бог.   

Итак, знания – это коммуникации, связи с опытом/памятью  и действием, они особенны для каждой культуры (цивилизации), проецируются в прошлое и будущее. Мысль, идея, - результат процесса коммуникации с опытом и действием, сравнения, проекции, совмещения образов, количественного или качественного представления итогов учета/сохранения в памяти событий и отношений.

Первые пять положений о «тайных знаниях» иллюстрируются наглядно в истории и практике религии и церкви, сформированы опытом переноса (проецирования) реальных действий с рождающимися и умирающими субъектами в форму культа, постановочного действия, мистерии, ритуала, процедуры, театра, цирка. Возможно сильное влияние оказала традиция существования первобытных племен в пещерах, необходимость поддержания огня, который горел десятилетиями при участии специально обученных наблюдателей, посвященных (в круге света).

Без субъекта действия (в определенной культуре) никакого сознания и знаний не существует, есть только знаки – указания, следы коммуникаций, ноты, которые воспроизводятся, становятся знаниями, только при их считывании, воспроизведении субъектом. 

Шестое положение, - проекция возможного будущего в прошлое, как в фильме «Воспоминание о будущем», когда археологические артефакты подаются как останки высокоразвитых прошлых цивилизаций. Такое проецирование тем более вероятно, что забываются совсем недавние технологии, строительство Исаакиевского Собора приписывается инопланетянам, ведь современная строительная техника неспособна поднимать такие колонны, а один популярный ведущий на полном «серьезе» рассказывает что американцы не летали на Луну, потому что у них нет таких мощных ракет, какие были нужны, игнорируя факты о том, что неиспользуемые затратные технологии просто забываются за ненадобностью. А потом вновь появляются при необходимости, но уже в другом исполнении.

Знания ограничены ещё и актуальностью, применимостью в текущем состоянии отношений. Если и были «высокоразвитые» цивилизации, то они пользовались, оперировали другими знаниями, поскольку имели другой опыт действий с другими инструментами и моделями представлений о будущем и прошлом. Можно представить себе культуру развивающуюся не с помощью проецирования своего тела во внешний мир, как наша цивилизация, техническая, воспроизводящая аппаратуру из свойств собственного тела и своих коммуникаций, а биологическую, проецирующую, моделирующую, оперирующую непосредственно объектами/субъектами «живого вещества», не разделенными на тело/душу и субъекта и его отображение в объекте. Представить можно, но в этой цивилизации не будет тех «знаний», которые были бы нам доступны для актуального действия, их «знания» нам будут не просто «тайной» а вообще не знаниями, а просто средой обитания, как тараканам человеческая кухня. Кстати некоторые ученые мужи уже озаботились «природоподобными» технологиями (Ковальчук, директор Курчатовского Ядерного Центра ). Так что нам познавать и познавать.

Идея сохранения знаний нашей цивилизации для будущих цивилизаций в некоем «ковчеге», материальном носителе, сейфе, также является обратной проекцией предположения о существовании «другой» цивилизации и совместимости, актуализируемости (приведении к действию), универсальности знаний, возможности их использования в другой культуре, сложившейся в другой физико-химической среде формирования тел. Но, пока нет никаких фактов, свидетельствующих о возможности существования таких универсальных и «высших» знаний, и возможности адекватного пользования ими, наоборот, мы видим как первобытные культуры (сформированные в той же земной биосфере, то есть идентичные по параметрам физического восприятия, совместимые на телесном уровне, в процессе размножения), столкнувшиеся с другими, технологически более развитыми обществами, самоуничтожаются, не способные адекватно применить артефакты другой культуры к своим потребностям, А.П. Назаретян («Нелинейное будущее») обозначает такой конфликт как нарушение техно-гуманитарного баланса. Другой аспект взаимодействия разных культур – возникновение культа «карго», поклонения некоей высшей силе, испрашивание у нее благ (пищи и удовольствий, хлеба и зрелищ) с помощью проецирования, копирования техники «пришельцев» из подручных материалов (самолеты американцев копировались туземцами из ветвей деревьев), проецирование таких явлений современности на историю цивилизаций также провоцирует появление идей о религиях, как древних культах, связанных с появлением инопланетян и наблюдением их аппаратов, получением от них «волшебных» артефактов (скрижалей завета, колеса и т.п.).     

Итак, «тайные знания»,  - только воображаемые, проецируемые из ещё непознанного, неосознанного процесса, ещё не освоенные понятия, взаимодействия, вроде понятий «рождение», «смерть», «время» и, пожалуй всеми используемое, но совершенно не понимаемое «внимание» (антитезой к которому в бытовом сознании идёт «вынимание», что по своему весьма показательно и относит нас снова к проекциям процессам зачатия).  

Эволюция, изменения сознания человека, напрямую связаны с применением им орудий, инструментов, которые сначала материальны, образуют физические коммуникации (убийство животного – тоже коммуникация), а потом инструментами и орудиями становятся идеи, слова, модели поведения, сложные проекции сознания, на основе которых создаются новые материальные объекты, которые отображаясь в сознании, меняют среду поведения, существования. Фактически мы существуем в цивилизации, как в техногенном «коконе», сфере взаимодействий с собственными же материализованными идеями. Отсюда и соображения о «конце света», «конце истории», ведь любая идея, модель представления, теория, запись, конечна, - ограничена кругом освоенных понятий. Цивилизации, не имевшие контактов, коммуникаций, необходимости отвечать на вызовы, обратной связи от своих действий, или деградировали, как австралийские и тасманийские аборигены, заключенные в границы острова и континента, или погибали, как цивилизации шумеров, «ариев» и цивилизации Америки, замыкающиеся в своем «мире идей и ценностей». Цивилизации Европы и Азии развились при постоянных контактах между собой и с изменяемой средой, климатом, необходимостью менять модели поведения, использовать артефакты, знания других культур, совместно выживать и т.д.

Необходимо отметить, что эволюция, изменения форм и состояний живого вещества не похожа на линию прогресса, стремящуюся неуклонно вверх. Каждое новое поколение вступает в жизнь уже в измененной их родителями среде, да и условия существования, «косное вещество» также претерпевает изменения. Так что адаптируются новые существа уже к другой «обстановке», воспроизводя тем не менее старые модели, применяя старый, перенятый и полученный генетически у родителей, опыт, способность коммуницировать и строить модели будущих взаимодействий. Оба направления развития, изменения, прогресс и регресс одновременно присутствуют во взаимоотношениях субъектов между собой и средой, многочисленные «обратные связи», обращения к древним состояниям, апелляции к древним авторитетам, обращения к старому опыту и памяти, составляют возвратные движения эволюционного процесса. Этот процесс также заметен в поисках, утверждениях идеи «тайных знаний», как некоей «точки опоры» для последующего обращения в будущее, ведь страшно иметь дело с неизвестным, может быть оно просто хорошо забытое?

Мы пожалуй пропустим рассуждения Успенского и теософов об Учениях, отличии учения Христа от учения Церкви, системе Таро, как фиксации неких древних учений.  Успенский считает учение Христа тем самым оккультным, тайным знанием, понятным не всем, а только посвященным, Церковь работает не по учению Христа, а по учению Павла, апостола организатора Церкви. Система карт Таро рассматривается им как возможное представление ещё более древних знаний в игровой форме, но каких-то однозначных выводов он не делает. А описывать символику карт – чистая литературная фантазия, смешанная с математикой, скорее всего в основе Таро – астрологическая система, проекция астрологических знаний и древней математики. Достаточно упомянуть карту «мир», «джокер», «ноль», которая не имеет собственного значения, но в альянсе с другой картой «усиливает» ее на порядок или оборачивается любой картой (в зависимости от используемых гадателями и игроками правил).   

Необходимо отметить вероятность существования в современности процесса постепенного «отмирания» объекта «Учитель» в процессе познания и обучения, как реальной стороны процесса и подмене его «обучающей средой» в форме «виртуальной, игровой и самообучающей» реальности. Собственно этот процесс начался с появления письменности, заменившей частично роли Учителей, Волхвов, Магов, наизусть заучивавших предания, традиции, и воспроизводившие их в мистериях, ритуалах, как процессах передачи опыта устно, из «уст в уста». Слово, знание стало не только исходить от Учителя, но и звучать в сознании, воспроизводиться при чтении в отсутствии Учителя. Чем не чудо?

Теперь о самом «таинственном», загробном мире, жизни после смерти и тайнах времени и внимания.

  

Тайна времени.   

Теософы и прочие мистики совершенно не уделяют внимания, не фиксируют в своих трудах действия человека во времени, хотя наполняют понятие «время» чувственными и метафизическими проекциями, идеями.

Обращаясь к физике эволюции, мы отмечаем большое количество цикличных процессов в биосфере, которые влияют на формирование и жизнь живого вещества вообще и отдельных организмов, существ, в частности, в их субъективной жизни. Во-первых это циклы обращения Земли вокруг своей оси – «день-ночь», потом солнечные циклы смены климата, - времена года, сам год из 12 месяцев (полнолуний), «зима-лето», это периоды активности и пассивности жизни, формирующие процессы угасания и возрождения из семян и плодов. Лунные циклы приливы-отливы воды также формируют циклы активности-пассивности уже различных органов в теле существ, настраивающихся на изменения ресурсной базы (поедание моллюсков и рыб во время отливов и т.п.), также наблюдаются 11-летние циклы активности Солнца, и результирующие колебания, которые формируют т.н. «биоритмы», сложившиеся эволюционно ответные реакции организмов на внешние ритмы. Астрологи и маги очень активно используют подобные схемы для предсказаний будущего своим клиентам, правда, они обращаются не к реальным взаимодействиям, которые требуют длительных наблюдений за жизнью субъекта, они пользуются проекциями, кальками, готовыми общими лекалами циклов, такими же проекциями, как Зодиак – линия годового смещения Солнца, проходящая по небосводу через одни и те же созвездия, сгруппированные наблюдателями проекции реальных светил на небесную сферу. Понятно, что зачатые осенью, во время сбора урожая, и родившиеся через 9 месяцев, летом, будут отличаться как-то от зачатых зимой или весной, но исследования не показывают какой-то серьёзной разницы ни в развитии, ни в прочих способностях и характере. Но в социуме работы скотоводческие и земледельческие формируют циклы посева, сбора урожая, которые отмечаются ритуалами, праздниками. И характер новорожденного, его будущее так или иначе связывается со временем рождения («родился в мае, - весь век маяться»).

Философы относят понятие «время» к категории сознания, к Логосу, миру идей, ведь дети не ощущают времени, деление на вчера, сегодня, завтра приходит к ним не сразу, но, тем не менее, цикличность восприятия и ответные реакции на внешние циклы уже существуют в опыте каждого субъекта, привычка спать ночью, активничать весной и т.п., составляют неотъемлемую часть опыта субъекта. Можно предположить, что необходимость смерти, ухода из жизни, также является эволюционно сложившейся привычкой, необходимостью обновления физической модели взаимодействия, вызванной недостатком ресурсов, конкурентной необходимостью. Более того, каждый из нас имеет реально ощущаемые «часы», пульс тока крови, частоту работы сердечной мышцы, именно по этим «часам» Галилей отмечал падение предметов с Пизанской башни, пытаясь доказать или опровергнуть доводы Аристотеля о разнице в скорости падения тел разного веса.

Современные исследователи также отмечают  наличие ритмов работы мозга, центральной нервной системы. Вообще говоря, есть представление, что на самом микроуровне физическая «ткань» вселенной дискретна, прерывиста (квантовая). Возможно, такое представление также связано с нашим восприятием, «захватывающим» не льющийся непрерывно поток, а «фреймы», отдельные «куски» воспринимаемого, соединяя эти «куски» в цельную «картину мира», проецируемую сознанием на реальное пространство-время, действительность (реальность) доступную различным органам чувств и частям нашего тела, и его техническим адаптерам (инструментам, машинам, механизмам и аппаратам, которые работают совместно с нашим восприятием), также, как последовательно меняющиеся кадры в кино мы воспринимаем, проецируем в «себя», как непрерывную картину реальности.

Восприятие времени связано с памятью, фиксацией происходящих событий, полем, носителем для такой фиксации является календарь, система разметки и учета времени, традиционно рассчитанная на год – оборот планеты Земля вокруг Солнца. Мы с детства привыкаем располагать себя в календаре, причем как в прошлом, так и в будущем, мечтая сделать тогда-то что-то, особенно отмечая день собственного рождения и день смены Года. Совершенно верно замечает Успенский, что время и пространство связаны неразрывно, для преодоления пространства необходимо затратить время, а переживание времени так или иначе связано с перемещением тела в пространстве, хотите Вы того или нет, но вместе с Землей Вы перемещаетесь во вселенной и это перемещение в пространстве воспринимается как изменение во времени. Это восприятие сложилось физически, за миллиарды лет эволюции и 21 оборот Солнца вокруг центра галактики Млечный Путь. Интересно будет исследовать восприятие времени у людей, переместившихся на Марс, ведь марсианский год длительнее земного, возможно марсианские дети будут жить другую по длительности жизнь, размещая себя в марсианских циклах. (Но принятие наркотических средств совершенно точно изменяет параметры восприятия времени, эксперименты с ЛСД Грофа и других показывают однозначную связь между изменением процессов восприятия/сознания и восприятием времени). Конечно, сначала проверить на растениях и мышах. «Машина времени» Г.Уэллса и прочие киношные путешествия на машинах по времени, - это перемещения по календарю, по шкале, стреле времени, в проекции физического процесса на размеченное календарем «внутреннее пространство» представления себя во времени).  

Проблемам понятия «время» посвящен целый семинар МГУ по темпорологии, который ведет Г.П. Аксенов, автор замечательных книг о природе времени в философии. Понятие время анализируется и как философская категория и как физическая величина, и, как принадлежность восприятия субъекта, некое «дление», напрямую связанное с жизнью субъекта. Но, также как и попытки Успенского представить время отдельным измерением, перпендикулярным к известным физическим трем (высота, ширина, длина), это проецирование геометрии, и проецирование математической логики на процессы взаимодействия «живое-косное». Как уже ранее отмечалось, мы имеем дело с процессами распада «косного» (бессознательного) вещества, это видно из процессов радиоактивности, с процессами организации «косного» вещества в различные тела (тем не менее оно продолжает распадаться, даже собираясь в планеты и звезды), и процессами «живого» вещества, которое «заворачивается» в клетки, организуя «внутренний мир», доступный через оболочки, клеточные мембраны, в живом веществе организуются коммуникации к различным частям «тела» субъекта и между субъектами, которые на физическом уровне мы называем «восприятие», а на логическом, сигнальном, коммуникационном, - «сознанием».

Время, как понятие, как чувство движения в пространстве, в среде обитания, существует только в сознании, субъект, отключенный от сознания, не воспринимает ни пространства, ни времени, у него выключен, нарушен процесс сборки и отображения «картины мира», генерации образа реальности. Время как философская категория, идея, совершенно не связана с временем в физической модели мира, причем в разных физических моделях мира и величина времени качественно разная. Не будем пересказывать замечательные книги Аксенова, обратим лишь внимание, что физически сигналы от органов чувств животных собираются в ЦНС (Сначала в периферийных центрах, потом для сборки «картины мира» в мозг)), и обрабатываются мозгом, а результаты обработки закрепляются в теле как опыт, и этот процесс также занимает некоторое время, имеет длительность. Более того, воспринимаемое в детстве время «тянется», а в зрелом возрасте и старости уже «летит». Выделяемая теософами постоянная сознания, индивидуальная для каждого субъекта, личность, характер, также связана с восприятием времени, четыре психотипа личности отличаются скоростью восприятия и отображения (меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик) реальности, то есть скоростью коммуникации с внешним миром. Какой же основной процесс идет в теле, от которого зависит скорость восприятия и отображения реальности, и восприятие времени?

Теософы и Успенский считают основным процессом процесс размножения, а все остальные процессы человека, вплоть до творческих, - сублимациями, превращениями этого основного процесса. Действительно, в детстве происходит половое созревание, формируются органы размножения, потом существа занимаются обслуживанием процесса размножения, любовью, рожают детей, и далее процесс размножения угасает, сходит на нет, субъект перестает быть необходимым для размножения, и, сначала выбывает из социальной жизни, а потом и из физической. Основным, главным процессом является процесс образования будущей жизни, кодирования текущего состояния в яйцо и семя, последующее слияние и формирование, рождение нового существа. Не правда ли, очень похоже на процесс познания? Но скорее процессы познания похожи на «низкоуровневые» процессы, сборки в «текст» (геном, запись памяти) и разворачивания, считывания тела из собранного «текста».  Причем у «низших» животных, рыб и пресмыкающихся, процессы «сборки в текст», в икру и яйцо, занимают гораздо меньше «дления», времени, чем у высших животных, впрочем, многие растения, рептилии и птицы живут очень долго, так что однозначно связывать процессы размножения с временем жизни субъекта, обобщать, не продуктивно, и так понятно, что «время» - это сложное отношение, коммуникация между живущим субъектом, генерируемым им образом реальности, переводом его (образа) в код размножения и взаимодействием с физической реальностью, которая существует вне зависимости от того, каким способом и как действует с ней субъект восприятия.

То, что мы не в состоянии «вернуться» в прошлое, не означает, что это некий принцип «причинности» или закон, или некая «необратимость», не преодолеваемая физически, фактически нет никакого «прошлого», как физического состояния, нет и никакого «настоящего», мы существуем в постоянно надвигающемся на нас, и генерируемом нами самими будущем. Процесс поглощения и "свертывания" распадающегося вещества не предполагает никакого «прошлого». Прошлое, настоящее и будущее можно изобразить в «мире идей», на схеме, в тексте, на картинке, в фото и видео можно сохранить изображение прошедших событий, впечатление, память о них, но реально в «мире событий» мы имеем дело только с будущим, именно его мы размечаем в календаре, ожидаем «наступающих» событий, которые сами и производим, генерируем, как делаем это с семенем и яйцом. Нет никакого «теперь», рассматриваемого теософами, «теперь» постоянно распадается, уходит в память. Причем и семя и яйцо существуют в вечности, в ожидании «оплодотворения» и «рождения», вне времени, они не действуют, находятся вне мира событий, вне процессов преобразования, поэтому не являются субъектами реальности. Для сохранения «знаний» способ кодирования в самораспаковывающееся яйцо, - самый лучший.

Представьте, что человечество закодировало свое существование в некое «неубиваемое» яйцо, которое начинает «активироваться» только при наступлении определенных физико-химических условий, например, при достижении некоей экзопланеты с условиями как на Земле, и таких яиц оно делает много. И вот, на другой планете всё повторяется снова …     

Активно эксплуатируемые теософами образы «умирания» зерна ради нового зерна, и превращения гусеницы в бабочку, дающие основания размышлять о «другой», загробной, «духовной», «высшей» жизни, или «круговороте перерождений», - всего лишь аналогии, закрывающие исследователю пути к реальным отношениям, складывающимся во вселенной. В свое время такие представления были передовыми и новыми, также как идеи о «первочеловеке» Адаме, Древе Познания, Рае и т.п. Также неверны и аналогии жизни и смерти с процессом горения, хотя они ближе по физическим характеристикам, процессам окисления углерода, также «идущим» в живом веществе.

Совершенно правильно замечает Успенский, что для человека его посмертное будущее такое же, как и его прошлое до его рождения. Но это не означает, что человек все время перерождается и проживает одну и ту же, или несколько другую жизнь, или его «душа» остается неизменной и вне тела, отдельным сознанием, астральным телом, носится по «тонким слоям» вселенной, выбирая (по карме или грехам) где ей обрести жизнь вечную, нирвану или снова войти в колесо перерождений, - это все не существует в мире событий, в действительности. Наблюдая за эволюцией человека, от собирательства и рыболовства к промышленному производству, мы замечаем, что время, используемое им в своей деятельности, существенно увеличивается. И увеличивается личная жизнь большинства людей. Пятидесятилетний старик 19 века стал в 21 веке уже человеком среднего возраста, а старик, – уже от 70-75 лет. И дело здесь не столько в условиях жизни, гигиене, пище и комфорте, защите бетоном от излучений, медицине и т.п. Скорее всего, дело в «захватываемом будущем».

Покорение (освоение) Космоса создает необходимость и возможность вечного, то есть настолько длительного существования, насколько размечено календарное будущее. Именно планирование своего будущего, проецирование себя во время, создает необходимость движения по намеченному пространству, и сама постановка задачи, как вызова, позволяет расширить, изменить свое отношение к будущему, к своей роли в будущем, искать такие решения, которые позволили бы достичь поставленной цели.

Физически никакая «душа» никуда не перемещается, жизнь/сознание/тело распадаются, коммуникации, процессы обращения к памяти и формирования знаков обращения (знаний) к памяти/опыту прекращаются, а переданный детям опыт восприятия, культура и генетический код, создают в них новые комбинации качеств «точки сборки» субъектов общения между собой и со вселенной. Можно представить, что все наши предки собраны нами в нашем генетическом коде, и нас теперь поэтому столько много, поскольку мы несем в себе всех наших предков, начиная с первых микросуществ, покрывавших Землю плотной единой оболочкой, пленкой. Или с того самого «яйца», которое «распаковалось» при наступлении «правильных условий», и дало начало новому циклу существования, формирования нового «яйца-ковчега».

Такое представление можно выдвинуть в виде гипотезы, и постараться создать теорию и технологию/аппаратуру восстановления предков из генетического кода, не абстрактных «клонов», а реально живших, с их памятью и чувствами людей. Проблемы возраста оживления, памяти, формирования тела, - это проблемы технологические, для дальнейшего длительного существования совершенно непринципиальные. Другое дело, что поговорить и вспомнить что-то общее можно и с «цифровой копией», программной эмуляцией предков, которую создать проще. Наверное предприятие по организации видеочата с умершими могло бы стать популярным и прибыльным.  

  

Внимание.

Прежде чем перейти к исследованию внимания (как физического процесса, части восприятия и сознания, инструмента познания), необходимо рассмотреть ещё одну тему теософии, - отрицание науки, позитивистской философии, материалистического мышления. Мы уже обращали внимание читателя на разницу между «миром идей» и «миром событий», но фиксация событий, фактов из «мира событий», которая считается также «объективной реальностью» (существующей независимо от наблюдателя), происходит с помощью тех же инструментов, гипотез, теорий и  моделей, которые принадлежат «миру идей», в этом смысле «материализм» - такая же идея как и «идеализм», и критика позитивистской философии и науки похоже вполне справедлива, ведь наука пользуется математической логикой, классической логикой, строит мысленные конструкции точно также как и литераторы, мистики, верующие и теософы. Математика и логика тоже принадлежат «миру идей», так что и материализм и наука вполне себе метафизичны, находятся за пределами физического мира, мира событий, в человеческом сознании.

Если рассматривать такое положение вещей в статике, как законченную картину, некую статичную истину, не имеющую истории и будущего, то в нее можно верить, но стоит только посмотреть как образовывались понятия, идеи и логики, то видно, что весь «мир идей» произошел из взаимодействия человека с физическим миром, со средой существования. Счет и математика начались с учета добычи и скота, геометрия из земледелия и садоводства, логика из необходимости разрешать конфликты собственников, вообще понятия о высших силах и представления о высших существах и прочие метафизические построения возникли из практики ремесел, торговли, навигации, передачи и сохранения опыта, то есть из «мира событий».

Даже интуиция,  - это некий процесс извлечения знаний из сложного состояния обращений к реальности и опыту далекого прошлого. И наука, как практика исследования «мира событий», пользуется инструментарием «мира идей», его образами и методиками (процедурами), но предмет исследования лежит вне «мира идей», даже гуманитарные науки, вроде бы погруженные в «мир идей», искусствоведение, культурология, психология, социология и политология, тем не менее исследуют отношения субъектов между собой, группами субъектов, восприятие и сознание субъектов, то есть коммуникации, протоколы связей, существующие в «мире событий» и отражения от «мира событий», а метафизические практики изучают исключительно события в мире идей субъекта, предметом метафизики, теологии и теософии, мистики и прочих колдовских «наук» является исключительно внутренний мир субъекта, «мир событий» считается непознаваемым, иллюзией, проекцией интуитивно ощущаемого Бога (сознания), которое (Бог) познается только внутренним чутьём, интуицией и «озарениями». Причем понятно что такая практика, «субъективизм», обращение внутрь, принадлежит тому же самому телу, которое продолжает существовать в «мире событий», дышать, есть и пить «внешнюю среду», совершенно не смущаясь ее «иллюзорностью». (для субъектов других культур наши «миры идей» с внешней памятью, речью и письменностью, также «внешний мир»).

Именно внимание, как физический процесс, направление концентрации внимания вовне тела или внутрь тела, в «мир идей» или в «мир событий» определяют положение субъекта, его отношения к областям, предметам познания. Здесь можно рассматривать различие между мужским и женским, Успенский уделяет достаточно много места различиям и взаимодействиям в любви и творчестве, но для физического процесса «внимание» можно принять только разницу в более чувственном женском восприятии, и то, довольно сомнительную, также сомнительно более медленное «соображение». Скорее всего разница в физическом результате познавательного процесса, процесса кодирования новой жизни, в длительности формирования семени и яйцеклетки. Женский организм более «нагружен» физиологически, поэтому и внимание более обращено внутрь, склонно к «метафизике», к «внутреннему миру», фиксации знаний, а не к их «добыче».

Внимание, как процесс физический, также участвует в построении «картины мира», «реальности». У метафизиков и мистиков весь мир – живой, они говорят с камнями, получают знаки от воды, облаков, пятен на Солнце, теней, снов и т.п. и т.д. Понятно, что когда внимание обращено внутрь себя, оно воспринимает весь «мир событий» как отражение «мира идей», и это двойное (тройное и более) отражение себя и своих чувств воспринимается как коммуникация с живым, подобным себе. Чувство «себя», «дух» для метафизика первичен, во всех взаимодействиях он видит «силу духа», проявление «воли», как напряжения, концентрации «духа» и т.п. и т.д.

Размещающие свое я в «мире событий» склонны разделять отражение собственного восприятия от объекта и передачу сигнала субъектом, вероятно то и другое, – эволюционно сложившиеся свойства, те, кто на охоте общался не с реальными существами, а с представлениями о них в своем сознании, просто погибали и вымерли. Во всяком случае, чтобы камни «говорили», на них выбивали соответствующие знаки, или обращались к своему опыту деятельности, ремеслу, для распознавания строительного камня от руды и т.п.. Впрочем существовал «язык камней» и «язык цветов», когда надетые на себя драгоценные камни и цветы сообщали подельникам о состоянии дел, но это такой же обмен знаками, как и общение записками и шифрами, даже сервировка стола и порядок подачи блюд могут быть шифром.

Можно выделить несколько точек, зон, которые может контролировать (на которых концентрируется) развитое внимание, обычно это ощущения тела, непосредственно занятые каким-либо действием, болью, или неким сложным процессом («перевариванием» пищи, или созреванием плода), остальные «точки» внимания – это концентрация на запахах, вкусах, ощущениях, контроль положения тела в пространстве, контроль звуков, и контроль движений. Очень сложно игнорировать болевые ощущения, а также действия контролируемых существ. Так для мужчин отвлекающим от других объектов объектом внимания являются женщины, а для женщин – дети, другие женщины и только на третьем месте мужчины. Понятно, что внимание человека обращено к будущим событиям, оно находится или в состоянии ожидания события, или активно его приближает (догоняет).

Способно ли внимание человека развиться до сверхспособностей? Концентрироваться так, чтобы двигать предметы (телекинез), передавать мысли (телепатия), управлять чужим сознанием, вниманием другого существа (перевоплощаться). Опыт и исследования психики обычных людей и экстрасенсов, показывают, что с «косной материей», «неживым веществом» человек обращается только действиями тела и орудиями, инструментами, любое «действие мыслью», - это подмена причины и следствия. Представления о «мистических» способностях сложились из представления о мире феноменов и ноуменов, явлений и причин. Причем в этом представлении причины конечно лежат в «сфере духа», «мире идей», а явления – в «мире событий», поэтому науке они и недоступны, ведь предмет ее исследований, - «мир событий». Понятно, что в таком представлении волшебники перемещаются силой мантры, хотя в современном мире техники команду на запуск двигателя машине можно давать тоже голосом, ничего принципиально невозможного нет. Эта «магия», как и любая другая магия и колдовство, работают, как у хорошего иллюзиониста-фокусника, с хорошо и правильно подготовленным реквизитом. В случае со вниманием таким реквизитом служат внушаемые субъекты, у которых внимание обращено в себя, и которые хорошо программируется извне, достаточно недолгой тренировки и на возглас «Христос Воскрес!» будет звучать «Воистину Воскрес!», а на «Будь Готов!» - «Всегда Готов!».

Но это на уровне сознания. В знаковой среде, среде сформировавшейся культуры. А на уровне физическом, восприятия, где тело неотделимо от остального «живого вещества» вселенной, воспринимает неосознаваемые, отвергаемые вниманием колебания, какое-то неизвестное пока взаимодействие, возможен  прием неких сигналов неосознаваемых, нечувствуемых сформированными чувствами (непознанных) диапазонов физического взаимодействия (например радиоволн, ведь для детекторного приемника достаточно энергии несущей волны для приема передачи, а для радиопередачи одного-двух символов достаточно небольшой мощности). В этой связи можно говорить о настройке, тренировке внимания, развитию «чувства будущего» (шестого чувства, интуиции).                       

Именно вниманием, его тренировкой занимаются во время медитаций и молитв, все «тайные» восточные практики борьбы связаны не только и не столько с тренировкой тела, но больше с тренировкой концентрации внимания, где тело,  - только исполнитель сконцентрированного внимания, воли. Возможно для более глубокого исследования внимания необходимо поменять позицию исследования, принять упоминаемую парадигму физической неотделимости человека и вселенной.

 

 

Заключение

Успенский пишет также о форме вселенной, начале-конце, бесконечности и прочих понятиях, существующих исключительно в «мире идей». Все эти понятия – только представления, проекции и логические спекуляции (рассуждения и вычисления), их невозможно проверить действиями. Мерность физического пространства именно такая, какая позволяет ему быть устойчивым, существовать в нем «материи» (веществу) и процессам «живого». Чаще всего такие представления привлекаются в мысленных экспериментах и гипотезах для подтверждения других теорий и гипотез. Как правильно замечает Успенский, - определение неизвестного через другое неизвестное. Знания не являются окончательными «истинами», «намертво приваренными» к объектам. Это коммуникации, которые меняются при «расширении» диапазонов восприятия и качества обработки информации, и качества самого канала связи. Более того, знания постоянно меняют смыслы, имеет место инфляция терминов, вместе со сменой парадигм философских, научных, культурных. «Сила» в представлении язычников, алхимиков и механиков – разная «сила», она по разному «действует» на разные предметы.

Ещё один мистик, Шри Ауробиндо, со своими французскими учениками Сатпремом и Матерью, считал, что можно и нужно менять Природу Матрицы, Материи, Причины Всего, (отношения, состояния Брахмана и Атмана), такое изменение сделает сознание человека магическим (всесильным), надо только овладеть правильной, супраментальной, трансцендентной йогой, суммой всех йог, соединенной с западным знанием, и правильно применять такую практику. Физически это выглядит также как и обычная медитация занимающихся любой йогой. Какую бы молитву не читал верующий. Он читает ее себе, настраивая себя на какое-то действие, или освобождаясь от своего стресса.  Психолог Ю.М. Орлов писал о «саногенном», очищающем мышлении. Которое помогает избавиться от стрессов и «зажимов» приводящих к неврозам, психозам и соматическим (телесным) заболеваниям (sanogen.ru). О психосемантической парадигме сознания пишет психолог В.Ф. Петренко, в основе исследований которого и «телесная метафора» Дж. Лакоффа. «Мир идей» и «мир событий» - также логическое разделение, схема, позволяющая понять реальные, происходящие в действительности процессы, как электрическая схема радиоприемника позволяет понять, как он работает и как им пользоваться, и ремонтировать в случае поломки.  

Настоящая магия – в знании действительности, в применяемом в исследовании  научном методе, открывающим не «третий глаз», а реальные отношения, коммуникации, знания к будущему преобразованию человеческого сознания (процесса познания), познанию новых взаимодействий (диапазонов и свойств вселенной). Как это произошло с сознанием, перешедшем от Слова устного к Слову письменному, от рисунка в пещере к виртуальной реальности в распределенной по всему миру Сети общего Знания.

Что конечно не исключает наличия широкой аудитории у каналов «РенТВ» и «Спас» и веры этой аудитории в то, что ученые ничего не знают и всех обманывают.     

И.Ю.Кондратьев

@interrno

26 -28.04.2018