Пришло время поговорить о нем, о времени ... Начнем вот с этого комментария:
" ... обратите внимание на разницу в понимании "времени" физиками или инженерами, при построении математических или физических моделей взаимодействий и аппаратуры, и тем временем, которое отображается в наших привычных учёных системах, типа календаря, часов, барометра, вплоть до системы координат Декарта, где одна из координат - время. В обоих случаях у нас проекции движения, но в первом само движение находится в нашем сознании и проецируется на действие с моделью, во втором мы проецируем движения планеты Земля и Солнца на свою собственную жизнь. Можно говорить о длении неких процессов взаимодействия, циклах повторов событий, пиках взаимодействий (темпо, мода), но говорить о времени как некоей отдельной сущности, тем более одушевленной, - это нонсенс, архаика. В комментируемом тексте время это свойство движения чего-либо в пространстве, отсюда и пространство-время как неразрывная пара свойств движения. Соответственно там, где нет движения, нет и времени и отсутствует пространство, например в точках центров планет и звёзд..."
Понятно, что необходимо различать действие, его восприятие телом, и его отображение в сознании, причем отображение и как оценка самого действия, и как опыт, закрепление, и оценка опыта. И сознание, то ещё состояние постоянного выбора связей существования...
Человек отличается от животных более развитым социальным поведением (ассоциации ассоциаций по Кнорозову), основанному на личном и социальном моделировании своего и своего сообщества будущего состояния отношений (опережающая рефлексия), при моделировании будущего создается образ желаемого будущего, идеал, этот идеал существует и как личная цель и как общественная, соответственно, у людей идет борьба не только за ресурсы, но и за идеалы. Эта борьба формирует и личный внутренний мир каждого человека, и общую картину мира сообщества, культуры, цивилизации.
Это была необходимая вводная часть для рассмотрения отличий европейского противостояния Восток-Запад.
Во-первых, это именно европейская проблема, связанная с адаптацией народов Средиземноморья, Русской равнины, Кавказа и Ближнего Востока (без Индии и Африки с Америками) к традициям обращения с идеалами и смены картины мира у цивилизаций обозначенных территорий. У народов Индии, Китая, Америк, Азии таких проблем нет, там работа с идеальным более гибкая, так монголы со своей "религией" тенгри, в своих походах на Европу, были вполне лояльны к европейским верованиям, и не воспринимали их как враждебные.
Похоже что именно разница в отношении к Единому Богу разделила условно греческую и римскую традиции работы с образом будущего и достижением идеала будущего.
И основное различие произошло при возникновении христианства, как развития или преобразования египетских верований в загробное царство, иудейского единого бога и пр.
Коротко, - для греков византийцев и славян их священники это проводники к Богу, в его Царство, а они сами - дети и рабы. В римско-латинской версии - священник, - посредник, держатель договора между человеком и богом. Понятно, что у Отца с сыном, в единой семье, и у Хозяина, посредника и клиента, - разные отношения.
Итак, мы выяснили, что время это производное понятие от восприятия наблюдателем/субъектом разницы между его собственными "колебаниями" (жизнью) и вибрациями (движением) окружающего мира, среды, того, с чем он поддерживает связь, контакт, посредством физического действия или созерцания, наблюдения. Все физические модели времени связаны как с этой проекцией в сознание, осознанной в общей картине мира, культуре, так и с обратной проекцией от показаний измерительных приборов, которые основаны на той же проекции.
Действительно, часы, сутки, недели, месяцы, года - это части общего календаря, который проецирует движение земли вокруг своей оси, вместе с Луной вокруг общего центра маас и вместе с Солнцем и другими планетами. Так что физического соответствия времени как некоего независимого "течения" некоей невидимой субстанции не существует. Физически мы наблюдаем только изменения во взаимодействиях всего наблюдаемого вне нас и с нами, и проецируем, переносим (от конкретного к абстрактному, из чувств в знаки) результаты этих наблюдений в наши системы учета, и в первую очередь в календарь.
Именно наличие таких учетных систем, (кроме календаря ещё и учет имущества, обменных процессов), также отличает человечество от остального биологического мира и позволяет/заставляет создавать технические приспособления/адаптеры к внешней среде (техника) как обратные проекции наблюдаемого.
Возможность захватить и удерживать во внимании некоторое количество сигналов и моделировать/планировать свое поведение в соответствии с изменениями среды/сигналов свойственно и практически всему "живому веществу" (термин В.В.Вернадского), но глубина памяти личной, возможность моделировать свое будущее на календарные периоды, сохранять знаки памяти во внешней среде (руны, письменность, интернет), свойственна только человечеству (ну, пока, как известно).
Причем, при выходе в космос, человечество вынуждено строить новые системы учета времени и обменных процессов, фактически новый календарь и системы связи, поскольку на других планетах другие условия обращения/движения поверхности вокруг центров масс и разница в прохождении сигналов между приемо передающими устройствами/наблюдателями существенно выше, чем даже при смене "часовых поясов" на поверхности Земли.
Понятно, что "отвязанность" от "земного тяготения"/гравитации и земного учета времени сильно влияет на организмы тех же космонавтов, что показывают эксперименты на орбите.
В то же время представления о будущем и прошлом, сложившиеся в культурах общечеловеческой цивилизации, по разному влияют на формирование будущего человечества, так как именно они являются некими эталонными/шаблонными/матричными факторами качества/оценки для формирования новых систем учета новых человеческих действий/перемещений в Солнечной Системе.
Хорошей новостью или позитивным утверждением в этой проблематике может быть представление о том, что человечество в целом и каждый человек в отдельности, "в принципе", то есть в теории, может изменить свое представление и свою жизнь, личную и социальную, адаптируясь к появляющимся новым вызовам/сигналам. Или не изменять, замыкаясь в слепом следовании традиции. Но именно изменчивость традиции, постоянная смена идеалов/состояний прошлого и будущего с момента возникновения человечества как цивилизации, генератора и пользователя учетных систем и идеалов/ритуалов, позволяет надеяться и на смену "текущей парадигмы" познания, и переходу к новому Календарю и новому Времени. Как писалось в Евангелии:"И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет".
Возможно тем культурам/сообществам, чьи идеалы более абстрактны и менее связаны с изменениями физического тела или социума (буддизм, даосизм и т.п.), не проецируют текущие общественные/социальные связи в иерархию "неба", как своей жизни в вечном будущем (в шеоле, раю, аду, высшем свете и др. "загробных", послесмертных мирах), будет легче при освоении или создании новой учетной системы, которая несомненно вынудит/приведет к появлению новых связей, новых отношений как внутри человечества, так и с его отображением в "искусственном интеллекте", который то точно не зависит от биологических ритмов, сформированных эволюционно в "живом веществе". Но пока "ИИ" не автотрофен, сам себя не обеспечивает и не воспроизводит, у него нет вещественной, материальной необходимости существования.
Подводим итоги этого длинного размышления. Время - не физическое движение, а эволюционно, физиологически и социально сложившееся состояние отношений/проекций, закрепление в теле/памяти следов взаимодействий/состояний отношений. Само такое "положение вещей" возможно из наличия во вселенной симметрии, некоей фундаментальной настройки отношений (например между "зарядами" в "атомах"), позволяющей "оставлять след", взаимодействовать, взаимовлиять, частям "материи" или "фазам вещества", а также существовать, в постоянном воспроизводстве самого себя и "живому веществу".
Ясно, что остается вопрос о существовании некоей Высшей Идеи, или Мировой Души, Вечной и Бесконечной, то есть Непостижимой и Непознаваемой. Которая представляется Богом, Брамой, Принципом Организации Вселенной, Теорией Всего и т.п.
Понятно, что если нечто заранее представляется непостижимым, то есть два варианта работы с ним, - не трогать, пытаться постигнуть, или перевести в постижимое. Но это другая тема.
Всем привет, здоровья и счастья.
23-24.11.2024.
13:59
Литература и ссылки на ресурсы:
Г.П. Аксенов Споры о природе времени (видео)
М.М.Филиппов "Философия Действительности" - О времени
И.Ю. Кондратьев "Будущее- нарисуем будем жить?"
Институт исследования природы времени - Семинар по темпорологии - тематические направления