"Телесная метафора" - это сначала об образовании языка через физические действия тела (Дж.Лакофф - когнитивная семантика, в отличие от номинативной), а уже потом о метафорах, составляющих когнитивную картину мира, или "когнитивную карту"... Но сначала - действия телом, а потом уже их проекция (отображение) в языке. Сам язык, - инструмент сохранения и передачи опыта действия телом. Если повернуть свой взор в некие прошедшие времена, когда языка у людей как последовательности звуков не было, или его сложность была минимальной (как у животных), а действия уже были, то стоит рассмотреть сначала что это были за действия. Понятно, что это потребление ресурсов и размножение, борьба за ресурс (еду и сильного самца или самку)... Поиск и добыча ресурса (еда) начинается, когда просто плодов с деревьев становится недостаточно (засуха, похолодание, увеличение численности едоков). Люди переходят к рыболовству, охоте и собирательству с хранением добычи в "запас", на неблагоприятный период.
Что меняется в физиологии, мышлении, в связи с новыми действиями? Необходимо знать куда идти за добычей, знать места обитания (созревания) живности (и плодов), сохранять эти знания и передавать их потомкам. Языка современного у людей нет, они имитируют поведение животных (и плодов) в движениях телом (танцы, да), приправляя действия криками, подражающими крикам изображаемых животных (и соответствующая одежда).
Далее эта практика становится специализацией конкретных субъектов (шаманы, ричи, волхвы, ведающие). Параллельно образуется практика приручения детенышей убитых животных (скотоводство, потом земледелие, кормить же надо стада).
Поскольку ещё не существует внешних хранилищ информации (письменность, речь), то она собирается и передается конкретными субъектами (жрецы, ведьмы и колдуны) через ритуалы (первичные формы передачи информации, телесные движения, имитации реальной деятельности).
Физически это совместные ритмичные движения (резонанс, транс), сохранившиеся до нашего времени в форме армейской муштры, танцев, рок-концертов, или повторения действий при запоминании стихов, песен и любой другой информации (повторение - мать учения).
Понятно, что при таких коллективных "камланиях" личность участника "растворяется" (совокупляется) в коллективном, совместном действии и он ощущает (или нет) свою принадлежность (погружение) в некое "общее тело" ("соборность"), сопричастность, что позволяет ему проще приобретать новые навыки под управлением условного "учителя" (жреца, шамана, авторитета и т.п.), или знакомиться (вступать в связь) с будущим партнером для размножения...
Возникает вопрос, насколько была развита такая практика (телесной, чувственной передачи опыта), и могли ли отдельные субъекты практиковавшие такое, переносить свою личность (сборку сознания) между разными физическими телами в племени и в других "животных", и можно ли считать "выдумки" про "перевоплощения" шаманов и колдунов, ведьм и волхвов (оборотни, ага) неким отображением (воспоминанием) о реально бывших событиях, или только об имитации (представлении) таких событий?
P.S.
Продолжение следует ...
#прослушка #магия #сознание #тело #душа #восприятие #ритуал
- Просмотров: 192
Тут в одной околонаучной организации случился переполох. Сократили (начальники) количество часов для семинаров, сославшись на необходимость ремонта помещений. Но основная претензия была к деятельности, смыслу самих семинаров. Естественнонаучные секции и их семинары не урезали, оставили и любителей канареек и яблок (помологи), а вот "философия и методология научных исследований" показалась ненаучной, в смысле неестественной. Другими словами - "гуманитарной", но поскольку сами участники рассказывают о том, что пытаются найти способы (методы) изучения гуманитарных проблем, в том числе и общественных, с помощью законов и методов естественных наук, то пока оно продолжается, но, с философской точки зрения, все, что когда-либо началось, рано или поздно закончится. Или останется только название, а сама практика поменяется. Все течет, и все изменяется, даже камни то собираются, то выкидываются.
- Просмотров: 85
Подробнее: Методология (науки) и междисциплинарные исследования
В октябре 2023 года в рамках работы семинаров МОИП "Прогностика" (Ю.И.Нагерняк) и "Методология междисциплинарных исследований" (К.А.Мусин) состоялось несколько встреч, посвященных экономике. В первой встрече выяснялось, наука ли экономика, или это нечто другое (с участием С.Николаева и К.Мусина), на второй Сергей Николаев представил свое понимание экономики с научной точки зрения, на третьей Ю.Нагерняк сделал попытку общего обзора проблемы.
Некоторые замечания, кроме сделанных на самих занятиях, были разосланы письменно участникам. Итак:
- Просмотров: 138
Интервью с Иваном Кондратьевым: «Религия как социокультурная практика»
«Религия как социокультурная практика» — интервью с Иваном Кондратьевым провел профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Вильям Шмидт (12.09.1969- 26.12.2020).
Иван Юрьевич Кондратьев – специалист в области информационных технологий и систем администрирования: был исполнительным директором Фонда Булгакова, работал в Российской государственной библиотекой, журнале «Юность», ГК «Росвооружение», в ОАО «Авиазапчасть» возглавлял группу по электронной коммерции, разрабатывал базы данных (Oracle+Linux). С 2012 г. занимается сайтом Фонда «Здравомыслие» и его программами, а также литературным творчеством и всяким разным – участвует в программе #brainup, в съемках фильма «Православие в законе»; исследовательские интересы отражены в статье «Значение информации в возникновении и развитии цивилизации».
Вильям Шмидт: Уважаемый Иван Юрьевич, прежде всего – поздравляю Вас с календарным обновлением – пусть Новый, 2017-й, принесет обилие приятных попечений, свершений и приблизит к постижению тайн, которыми исполнена жизнь человека.
Благодарю за эту возможность порассуждать на актуальные проблемы в контексте не только деятельности кафедры государственно-конфессиональных отношений и кафедры национальных и федеративных отношений ИГСУ РАНХиГС, но и предстоящего 15 января Всемирного дня религии — поговорить о роли религии и шире – религиозном факторе, – какие из вызовов окажутся для нас, российского общества и в целом, в мире, базовыми, а какие второстепенными и незначительными, что будет первостепенным для религиозной сферы в жизни общества и что для религиоведения.
Иван Кондратьев: Взаимно огромное спасибо за возможность высказаться по предложенным темам.
- Просмотров: 217
Практика — критерий истины. Все логические построения проверяются собственной физической жизнью или чужой жизнью. Истина существует только как некое окончательное суждение, то есть в логической схеме, в языке, в общении, в коммуникациях. Соответственно «догма» — некая устоявшаяся модель, шаблон, трафарет, проекция, образ, концепция, например в искусстве догма это неизменяемая технологическая конструкция, способ изображения или гармоники в музыке, когда нельзя применять произвольные сочетания цветов, нот и т.п. Чем больше пространство человеческого существования, цивилизационного «кокона», тем дольше живет догма, поскольку ее носители не встречаются с физической реальностью для ее проверки, например религиозная догматика давно «перекочевала» в юридическую практику («не убий» и т.д.), разного рода теоретические построения (об устройстве общества) невозможно проверить в лаборатории или в реальных условиях.
- Просмотров: 219