Один преподаватель естествознания и математик, критик современной науки, Олег Акимов (http://sceptic-ratio.narod.ru/ жив ли он?) делил мыслящих людей на два типа - практики (конструкторы) и романтики (релятивисты), соответственно существует два типа мышления - конструктивное, которое способно реализовать некую задумку, идею, на уровне материального предмета, объекта, воплотить в физической реальности, сконструировать и построить, и романтическое - способное только на формирование идей, которые могут быть увлекательными, популярными, но их практическое воплощение невозможно в физической реальности, материальной, или приводит к катастрофам в социальном или субъективном взаимодействии.
 
Разделение на типы мышления можно представить как пользование субъектами мышления различными "первичными матрицами" восприятия. "Тотальный релятивизм является обратной стороной философии абсолютизма, некогда господствовавшей в схоластических умах европейских мыслителей." - пишет О. Акимов о теории относительности Эйнштейна и попытках свести все к некоей Единой Универсальной Теории. "Философия абсолютизма" и "схоластика" - это представление о некоей первичной, начальной заданности всего происходящего, Бог как субъект Начала, Большой Взрыв как то же Начало, только задавшее свойства некоей далее развивающейся Универсальной (вселенской, одинаковой везде) Эволюции, понятие Природы, как некоего Всеобщего Механизма и т.п.
 
В фильме "Матрица" отображается структура восприятия личности (социума), разделенная на несколько уровней, все они являются "реальностью", - герой перемещается между уровнями (слоями), причем самые фантастические , волшебные трюки он совершает в реальности "Обыденности", где бьется с Агентами Смитами, в реальности "Морфия" уже другие законы взаимодействий, ну и существует Постановщик Шоу (Мастер Ключей), который также несвободен в своих действиях, вся надежда (развитие в будущее) на героя, способного воспринимать все слои реальности и действовать в них, разрушая некие "плохие" или "неправильные" взаимодействия между слоями реальности.
 
Практическое мышление, в отличие от релятивистского или романтического, проверяет все "реальности" на возможность осуществления в физическом мире, оно сообразуется с некими заранее заданными условиями только до того момента, пока пользование ими в действии, практике, дает некий конкретный проверяемый опытом результат. Если начальные условия уже не соответствуют реальному взаимодействию, создается новая модель, наиболее соответствующая этому реальному взаимодействию.
 
Развитие естествознания как процесса в истории человечества, как процесса фиксации и передачи знаний о мире сопровождается переменами в "главенствующих представлениях", - "время собирать камни и время разбрасывать камни", - консерваторы (опытные субъекты) сменяются либералами (юными субъектами), которые становятся (или не совсем) консерваторами, схоласты и романтики сменяются позитивистами и практиками, но Матрицы Сознания (фильтры восприятия) остаются. В свое время Стас Липин (https://www.facebook.com/stas.lipin) предложил концепцию "Культурных Матриц", и не он первый, вообще идея, что в основе сознания людей лежат некие общие черты, обрела форму в теории Архетипов Юнга, а ещё ранее, на всем протяжении истории человечества, такие "матрицы", "фильтры" восприятия реальности, формировались и иерархией социума и разделением ролей в экономической жизни, смотрите например систему "Таро", где "Старшие Арканы" - матрицы существования иерархий четырех "мастей" - "характеров", шахматы, как модель взаимодействия кланов (в социуме) и т.п.
 
Представление о консервативном развитии человечества отображается в фильме "Пятый элемент", где ликвидация угрозы происходит тоже с помощью "ключей" - знаний о владении оружием, где герой снова связывает слои реальности, но, в отличии от "Матрицы", они вполне историчны, практичны, и "спасение" Мира в "Пятом элементе", - это снятие препятствия на пути экспансии Себя (человечества) в Мир (вселенную), а не игра теней в зеркалах самоосознания (в какой реальности "я" действую), себя в Матрицах.
 
Для типов мышления в общей реальности можно попытаться использовать сочетание "когнитивная парадигма", как набор свойств, инструментов, образов, моделей, которыми пользуется субъект и его культура, его сообщество, в любом случае, как ни называй практику восприятия и отображения Мира, она больше связана с действием, или с описанием действия, практики, с физической реальностью, или ее различными описаниями, и со способностями субъектов менять описания, для более точного понимания происходящего взаимодействия, поскольку всегда проще и легче подгонять полученный образ под сохраненную и принятую в социуме "фактическую реальность", подтвержденную Авторитетами и Институтами. Действительно, если все утверждают, что Земля - плоская, то зачем нарываться на скандал?
Ну и записано же в Книге.
 
Две практики поведенческих - взращивание Сада и борьба с Хаосом, - матрицы поведения рыболовов-охотников и собирателей, воинов и земледельцев, терпеливых практиков и нетерпеливых романтиков. Стратегов и Тактиков. В процессе существования, усложнения структуры цивилизации, появляется ещё одна матрица мышления - Посредник, осуществляющий взаимопонимание между Воинами (Всадниками) и хлебопашцами-скотоводами (Садовниками), Посредник облегчает понимание сторонами друг друга (переводчик) и создает условия для бесконфликтного существования, становясь Торговцем, Мытарем, Советником, создавая новые Когнитивные Парадигмы (например К. Маркс "Капитал" - обоснование необходимости существования "классовой борьбы"), оправдывающие и утверждающие собственное существование, как регулятора отношений.
 
Что же выберет себе в Путеводную Звезду новое поколение, выросшее со смартфонами, интернетом, "тик-ток" и прочими "нематериальными, виртуальными ценностями"? Скорее всего, они выберут Программирование, и будут пытаться "хакнуть" Природу, представляя ее Программой, а Вселенную - Средой Программирования.
Тоже вариант, пока не меркнет Свет. И не отключили электричество.