Комментарий по вопросу христианства и Церкви. Есть один момент, который не замечается, но является важным при анализе и реконструкции истории чего либо. Организации, в том числе и Церкви не являются субъектами веры и мышления, они, как и любые организации, являются формами объединения людей на основе неких соглашений между людьми, конвенций, писаных или подразумеваемых.

Соответственно человек как субъект мышления и веры, может менять свои взгляды в течение своей жизни, а организация, церковь, сохраняет конвенцию, Устав, через передачу поколениями её членов. Понятно, что в процессе передачи теряются или замещаются части конвенции, устава, идёт адаптация к новым воспринимающим субъектам и их деятельности.

Соответственно исследователь одного процесса, допустим изменений в мышлении конкретного субъекта, не видит изменений, которые находятся на другом историческом горизонте событий, которые по времени больше жизни субъекта в несколько раз.

Они конечно влияют на него, но он сам не в курсе того, что знает о нем и его будущем и прошлом исследователь. Отсюда две крайности описаний - марксистская, - грубо говоря все в истории это некий процесс, вроде физического или биологического, истмат, и - другая, более идеалистическая, в смысле субъективистская, что роль личности превалирует в мире, и организации личностей способны изменить историю.

Оба взгляда основаны на существовании некоей Силы, которую можно назвать Природой, Богом, Провидением и пр. В реальности мы рефлексируем действию и его описанию, отражаем в описаниях свою собственную жизнь, даже когда анализируем чужие истории.

Поэтому лучше не употреблять сочетаний где организации придаётся человеческая субъектность. "церковь думает" - неверно. Думает её представитель, выражая текущую политику членов организации. Причём иногда/часто история специально пишется комплиментарно в отношении актуальной власти.

Вот такой подход, с критикой описаний, и точным описанием действий, мне кажется более верным для исторического анализа. Любая организация, как конвенция, только субъект правоотношений в конкретной знаковой культуре, форма, одежда, флаг для отличия от других групп и продвижения своих идей.

#прослушка #общество #история #исследование #реальность

... самой по себе "науки" или "научного метода" оторванного от действия в конкретной среде, физической или гуманитарной, не существует, также как и "практики". Наука и практика в физике, химии и других "точных науках" где применяются математические методы описания процессов и результатов, связаны с физически определяемыми эталонами мер, с которыми сравниваются результаты опытов, и которые содержатся в математических формулах физики, химии и частично биологии и физиологии, как производных от фундаментальных наук. Соответственно в гуманитарных, общественных науках, - истории, географии, культурологии, антрополог и и пр. - нет точных и независимых от сознания исследователя эталонов мер (веса, длины, температуры, плотности, и пр.), но есть идеалы культуры, например христианская мораль, право сильного, каноны музыки, изображения и т.п. 
 
Они могут быть связаны с точными науками через пропорции человеческого тела, восприятия гармонии в музыке, цвета и пр. Например это архитектура, дизайн, ритуалы, танцы и пр. Но перевести физику в экономику невозможно, тот же Побиск Кузнецов пытался преобразовать процессы движения, трафик на железных дорогах через вес, другие пытаются вывести качество, квалиа, через физические эталоны, но это бессмысленная затея, вроде подсчёта чертей на кончике иглы. В спортивных соревнованиях, чисто практически можно писать о времени тренировок и пр.
 
Но все равно "силы мышц" недостаточно для получения результата, в свое время мой знакомый психолог Алексей Львович Гройсман занимался с велосипедистами на московской олимпиаде и получил премию за то, что они взяли золото в групповой гонке. То есть про субьектов в обществе мы можем говорить про деятельность, намерения, настроение и пр. Которые тесно связаны с идеалами, в том числе и с идеалами качества, квалиа, которые формируются в практике жизни общества, культуре, а не существуют как "объективная физическая реальность" для всех существ во вселенной (что тоже не факт, поскольку мы не вылезли пока физически даже из Солнечной системы, а пользуемся для творения модели мира наблюдениям а не непосредственными действиями).
 
Так что и "материализм" и "идеализм" это концепции, построенные на некоей идее Начала Мира. Которая непроверяема в принципе. А скорее только проекция наблюдением за рождением существ... Поэтому натягивание методов  "естественных наук" на процессы общественные, которые в основном это обмен знаками/товарами/обещаниями - контрпродуктивно.
 
Особенно, когда начинается конструирование по Гегелю - берём схему, отбрасываем все не укладывающиеся туда факты, называем это красиво, чтобы вызывало отклик в народах, излагаем в форме естествознания, с формулами, и, нормально. Похоже на науку. 
Но, померить нечем, и проверить тоже. Но. Пытаются и сами себя гипнотизируют, как тут говорил Патриарх РПЦ Кирилл - если люди 2000 лет верят, значит это истина. Ага. 
 

... "научный коммунизм" это тоже не факт, что он научный, поскольку наука имеет дело с реальностью, а не с идеалами, то есть ненаучными представлениями о реальности. Идеал сохраняется в социуме как образ цели движения, но его реализация в принципе невозможна, именно потому, что он вне реального опыта.

О физиках - "всё сложно". Для математического описания физических процессов (движение тел и сред в основном) проще использовать "частицы", траектории которых и массы удобнее представлять во взаимодействиях и проецировать на графики в декартовой системе координат. Это спутанность реальных взаимодействий, их математических описаний и полученных концепций. Началось по видимому с Ньютона, который применил новый способ "исчисления" взаимодействий тел. Тут до философии, как понимания причин видимого, совсем далеко. Но у Ньютона было мировоззрение алхимика с божественной первопричиной появления всего движения, а позже цельность восприятия мигрировала к редукции, переносу своего вИдения на все, построению мира в лаборатории..