Основание для рассуждений на тему информации и коммуникаций - представление о воспринимающем субъекте, воспринимаемом сигнале и обратной связи (которая в психологии зовется "рефлексия", отражение). Субъектом восприятия может быть любой объект, который меняет свое состояние (отношение со средой) после получения (приема) сигнала. В "неживой" природе это проявляется как отражение и поглощение (сигнала), причем самый яркий пример (после реакции фотоэффекта), - радиотехника, где человек использует эти свойства очень наглядно и эффективно (индукция, сопротивление, конденсация (емкость)), причем в радиотехнике "отражаются" и свойства "живого" вещества, - в первую очередь способность "захватывать" множество сигналов, удерживать и "строить" (проецировать, анализировать, синтезировать) модели будущего состояния (радиолокация, ведение целей).
При множественности взаимодействий "субъект-сигнал-обратная связь" формируются состояния, среды из таких субъектов, причем не обязательно "живых" или наделенных мифической "душой", сознание появляется (формируется) в процессе развития субъекта, группы субъектов (смены поколений), "моделирования" состояний, как необходимость "выносить" части (знаки, значения, информацию) "внутренней" модели («внутренний мир», воображение) во "внешнюю" среду для адаптации к изменениям взаимодействующих сред и субъектов (опыт, память).
В циклических системах взаимодействий (день-ночь, лето-зима и т.п.) восприятие формируется в соответствии с этими циклами, "складываются" последовательности реакций на ожидаемые изменения (алгоритмы). Развитое сознание пользуется не только своими, субъективными (личными) значениями (фиксированным опытом взаимодействия, знаниями), но и "строит" адаптеры к средам и взаимодействиям, не фиксируемым "явно" (те же радиоволны), проецирует в "будущее" не только состояние рода, вида или всей биосферы Земли, но и моделирует состояния "фантастические", "несуществующие" (это видно из религиозной практики, когда проекция личности и социума "на небо" и "под землю", приводит к разным состояниям, отражениям в реальных взаимодействиях субъектов) и вполне жизнеспособные (наука), причем можно увидеть "двойственность" этого процесса - получение (восприятие и обработка, практика) и фиксация (закрепление в опыте, знаниях, обслуживание закрепленного).
Неоднократно отмечалось, что понятие "законы" природы - это наследование от "закона божьего" – фиксация, закрепление в восприятии человечества воспринятых взаимодействий. Мораль и нравственность, этика - закрепление и удержание опыта коллективного взаимодействия (правила поведения субъектов в системе), парадигма - позиция восприятия плюс доступный для отображения опыт и т.п. Можно рассматривать другие физические среды (с другими параметрами восприятия субъектов и другими "законами"), строить другие физические среды (чем люди и вообще «живая материя» и занимаются, приспосабливая "среды существования" к себе и меняясь), создавать других субъектов и другие (не привычные и пока не существующие) способы "жития" (например перемещений вне привычной модели "ковчега", внутри некоей оболочки, а используя создаваемые новые коммуникационные состояния). Результаты исследований зависят от того, как и какими старыми/новыми шаблонами/фильтрами/идеями пользуется исследователь, какой "аппарат" восприятия/сознания-мышления сформировался у него на основе «полученных», "взятых", "принятых" представлений, воспринятой информации.
Термин «информация» рассматривается обычно как прямой перевод с латинского information – осведомлять, изображать или составлять понятие о чем-либо. В разных областях научного знания термин понимается и трактуется по разному.
В философии «информация» - содержание сущностей реального мира, проявляемое в ходе взаимодействий и фиксируемое как результат отражения их свойств и динамики.
К.Шеннон и Н.Винер, основатели кибернетики, ввели его для вероятностно статистического представления коммуникативных процессов в технике и живых организмов на земле[15]. Винер пишет об информации как обозначении содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств [2].
В отличие от основателей кибернетики Н.Моисеев видит в информации в первую очередь качество решения проблемы, задачи, необходимость информации для принятия решения: «Информация нужна только для принятия решения, и только для этого! В то же время термин "решение" без понятия "цель" лишен всякого смысла, ибо качество решения может быть оценено только степенью достижения цели. Отсюда вытекает, что оцениваться информация может только тем, какого качества решение она может обеспечить. Вот мы и получаем единый узел: "цель - решение – информация». [10] В основанной Шенноном «Теории Информации» рассматриваются в основном коммуникативные свойства информации, качество связи, передачи информации. «Винер рассматривает теорию управления как часть теории информации» [10], - пишет Моисеев и отмечает что все три понятия "цель - решение – информация» не имеют самостоятельного смысла и приобретают его только в управлении (взаимодействии субъектов).
В «Теории Информации», которая является в своей основе математической, рассматриваются и изучаются как фундаментальные теоретические вопросы, связанные с оценкой «количества информации», анализа характеристик источников и каналов связи и т.д., так и прикладные, - конкретные методы и средства кодирования сообщений, потери и восстановления информации, хранения, распознавания. [14]
При всех различиях в трактовке понятия информации, определяемых задачами и методами исследования, бесспорно, то, что проявляется информация всегда в материально-энергетической форме в виде сигналов. Информацию, представленную в формализованном виде, позволяющем осуществлять ее обработку с помощью технических средств, называют «данными». [14]
В информатике, науке появившейся в 60-е годы 20 века [6], термин «информация» является основой, базовым термином и не определяется через другие. Само понятие «информатика» появилось с появлением и развитием ЭВМ и информационных технологий, технологий, возникших в результате развития естественнонаучных отраслей знания, в связи с необходимостью обработки огромных массивов данных, для моделирования процессов в общественной жизни, технике, освоении космоса, решении задач в фундаментальных научных исследованиях.
В синергетике, исследующей математические модели самоорганизации, «информация есть запомненный выбор одного
варианта из нескольких возможных и равноправных».[16] Информационный процесс характеризуется количеством информации, ее ценностью, рецепцией (восприятием) и генерацией (созданием) информации, иерархией информационных уровней. «Информация, не будучи «ни материей, ни энергией», может существовать только в зафиксированном состоянии».[16] Объект/субъект, зафиксировавший ту или иную информацию, является ее носителем, для него и группы объектов/субъектов, обменивающихся информацией, она существует в условном (кодированном, препарированном для восприятия, например язык), и безусловном (наблюдаемом, воспринимаемом без препарирования, обработки) видах.
В контексте Универсальной Истории (Big History), рассматривающей всю эволюцию вселенной,информация – разнообразие, включенное в процессыуправления, информация семантическая –информация, включенная в процессымоделирования рефлексивного.[11]
Собственно процессы восприятия, обработки и передачи информации и обратного воздействия на носителя информации, способствуют изменению генерируемой носителем модели взаимодействия с информационными процессами, иерархиями условной и безусловной информации, определяют его развитие или деградацию, усложнение или упрощение его организации, структуры, позволяют ему осуществлять планирование, прогнозирование, управление.
Язык – среда информационного обмена
Сигналы опасности и указания на наличие пищи (ресурсов для осуществления жизнедеятельности) являются общими основаниями для существования организмов растительного, животного мира.
Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде. [2]
Для эффективного поведения, выживания, необходимо получать информацию посредством какого-нибудь процесса обратной связи, сообщающего о достижении цели. В простейших обратных связях в грубой форме фиксируются успех или неудача в выполнении задачи, как, например, действительно ли нам удалось схватить предмет, который мы старались поднять. [2]
Эволюция живых форм приводит к сложным организационным структурам, способным обучаться, изменять параметры взаимодействия со средой, строить иерархии организаций.
Информация необходима в появлении и развитии технологий, (от самых примитивных способов обработки кремниевых орудий («чоперов» в Олдовайском ущелье) а также при совместной добыче пропитания, - охоте, рыболовстве, собирательстве.
Наши предки вынуждены были развивать сигнальную, коммуникативную систему (смена ареалов обитания и климатических условий окружающей среды), что послужило основанием, стимулом для развития языка как средства передачи информации.
Разные теории возникновения языка (глоттогенез) рассматривают разные причины и условия его появления, но невозможно отделить язык от информационного обмена как между членами одной группы, так и между группами субъектов.
Приматы, будучи животными общественными, склонны побуждать своих сородичей к тем или иным действием при помощи коммуникативных средств, а не путем прямого принуждения.
Это порождает связь коммуникативной системы и мышления, потому что теперь при помощи коммуникативной системы наши предки становятся способны делать выводы об окружающей действительности. И тем самым оказывается возможным поделиться со своими сородичами собственным, добытым при жизни, опытом с помощью средств коммуникации.
Эволюционное преимущество получают те группы, где сигнализирующие оказываются в состоянии обеспечить все большую вариабельность исходного сигнала, а принимающие сигнал оказываются в состоянии обеспечить все более тонкое распознавание этих вариантов. Таким образом, происходит формирование новой системы управления звуком и формируется членораздельная звучащая речь. [1]
Происходит отбор на эффективность коммуникации, и количество знаков начинает накапливаться, когда получают преимущество те группы, у которых больше знаков, которые они способны повторять для более быстрого и эффективного распознавания. [1]
Обмен сигналами позволяет особи составить некоторый прогноз на будущее - и действовать, исходя из него. Соответственно, преимущество получают те особи, которые умеют строить свою активность при условии знания, что их ждет дальше. Чем более совершенна коммуникативная система, тем в большей степени будущее в результате ее применения становится предсказуемым (а впоследствии и формируемым).
У примитивных групп размер общества, необходимый для действенной коллективной жизни, ограничен трудностью возможностей языковой коммуникации. В течение многих тысячелетий этой трудности было достаточно, чтобы свести оптимальное число населения государства приблизительно к нескольким миллионам человек, а обычно к еще меньшему размеру. [2]
В конкуренции и кооперации усложняется взаимодействие групп, усложняется система звуковых сигналов, появляется закрепление сигналов и групп сигналов (понятий) в письменной форме, сначала как отдельных образов, изображений, символов, пиктограмм.
Развитие языка и общества, социальных коммуникаций, необходимость сохранения и передачи опыта и навыков в изготовлении орудий труда приводит к появлению письменности, как необходимости и возможности фиксации информации, хранения и передачи сложных сигналов, понятий и процессов.
Информация и развитие цивилизации
Появление и развитие науки и технологий невозможно без становления и развития цивилизации, этапа в развитии человеческого общества, характеризующимся наличием городов, письменности и общественных страт (слоев, классов, социальной иерархии), периодизация в развитии человечества «дикость-варварство-цивилизация» была предложена одним из первых Адамом Фергюсоном и использовалась в отношении всей человеческой цивилизации на протяжении 18 и 19 веков, позднее исследователями стали выделяться локальные цивилизации, само изучение развития цивилизаций превратилось в отдельную научную отрасль, часть фундаментальной науки,[4] и термин «цивилизация» используется в нескольких значениях, в том числе как понятие развитой культуры.
Цивилизация возникает в результате развития способов, технологий обработки, хранения и передачи информации человеческим обществом, развития иерархии управления.
Следует отметить, что «великие империи, …, существовали благодаря улучшенным средствам связи. Сердцем Персидской империи была царская дорога и эстафета скороходов, которые передавали царский приказ. Великая Римская империя была возможна только вследствие достижений Рима в деле строительства дорог. Эти дороги служили не только для передвижения легионов, но и для передачи письменных распоряжений императора». [2]
В мегаисторическом представлении выделяются революции в развитии человечества, - с палеолитической (0,7-1,2 млн. лет назад), через верхнепалеолитическую (30-35 тыс. лет назад), неолитическую (10-8 тыс. до н.э.) до первых цивилизаций в городской революции (5-3 тыс. до н.э.), которая характеризуетсяобразованием крупных человеческих агломераций, строительством ирригационных каналов, появлением письменности и первых правовых документов, регламентировавших сосуществование при высокой концентрации и согласованной деятельности сообществ, объединявших сотни тысяч человек. [11] Поддержание существования и развития таких сложных структур создает предпосылки для последующей революции осевого времени (середина 1 тыс. до н.э.). Создаются первые общедоступные хранилища знаний (Александрийская библиотека), с развитием счета в процессах товарного обмена и строительства появляются начала математики и зарождается денежная система, необходимость точного определения местонахождения при перемещении товаров приводит к появлению картографии, навигации, формируется система передачи и совершенстования знаний в виде школ, и хранения в виде сборников текстов, книг и свитков. Информация становится перемещаемой не только от учителя к ученику, но и между городами и цивилизациями, появляются первые сочинения, закладывающие основы критического мышления и наук.
Эпоха европейского средневекового Возрождения (12-15 в. н.э.) в большой степени обусловлена восприятием народами Европы арабской (индийской) математической модели, более удобной для практического применения и основанной на цифрах, - отдельных математических символах, в отличие от римской и греческой, где цифрами служили буквы алфавита. Появляются первые механические приспособления для ведения сложного счета, - абак. Книгопечатание в 16 веке ещё шире открыло доступ к информационному взаимодействию как отдельных людей так и их объединений, создаются и множатся личные и массовые библиотеки, научные корпорации, университеты и институты. Совершенствуются инструменты восприятия, обработки, хранения и передачи информации.
С промышленной революцией, появлением и развитием технологий механизированного производства актуальной становится проблема автоматизированного управления. Уатт в регуляторе числа оборотов вала паровой машины впервые реализовал автоматическое управление, управление без вмешательства субъекта, без вмешательства людей. Раньше к паровой машине приставлялся человек, который менял направление и количество подаваемого в цилиндр пара, регулировал ее работу. Теперь все делалось само по себе. Появилось не просто техническое изобретение - родился новый взгляд на принцип управления. [10]
Научные открытия в естественных науках, практические аспекты изучения электрических и магнитных сил, осуществлялись в 19 веке быстрыми темпами: первая телеграфная линия между городами (1844), прокладка первого трансатлантического кабеля (1866), телефон (1876), лампа накаливания (1879), радиоприемник (1895). [5]
Классификация доступной естественным наукам информации и создание энциклопедий (18 век), первых общедоступных каталогов знаний, заложили основания для развития феномена научно-технического прогресса (научно-технической революции), приведшего в 20 веке к появлению электронно-вычислительных машин.
«Рост концентрации производства, его специализация и необходимость учета огромных потоков информации (прежде всего!) сразу обнаружили недостаточность прежних приемов управления, НОТ и других средств, традиционно применявшихся управляющими. Возникла необходимость научного подхода к делу управления. Вот почему второе рождение кибернетики и появление книги Н. Винера "Кибернетика и общество" независимо от претензий ее автора было воспринято на Западе как новое евангелие.
Сочинение Н. Винера по кибернетике было нацелено на самые "больные" проблемы управления. В послевоенные годы разразился "кризис избытка информации".
Общество было бы задушено информацией, если бы не была изобретена ЭВМ. Наверно, дальнейший технический прогресс если и не был бы прекращен, то безусловно не развивался бы современными темпами.» [10]
Глобальная информационная цивилизации
Современные способы и технологии передачи, хранения, сбора и предоставления информации объединили все человечество в единую Сеть, с постоянно растущей общей распределенной памятью, доступной каждому человеку в любом конце Земли, практически позволяют говорить о новой, глобальной информационной цивилизации, ценностью и движущей силой которой являются не территории, и не материальные ресурсы, а знания. [9]
Быстродействующие вычислительные комплексы моделируют атмосферные процессы, ядерные взрывы различной мощности, сложные биохимические процессы, позволяют конструировать новые приборы и обсчитывают результаты сложных научных экспериментов.
Компьютеры стали неотьемлемой частью цивилизации во всех сферах жизни, - в быту, личном общении, обучении, экономике, управлении, производстве, науке. Технологии обработки информации, математические модели и методы, языки программирования становятся определяющими в жизни и развитии цивилизации, позволяют говорить о наступлении «цифрового века» о происходящей цифровой революции.
Организации, нацеленные в будущее, строятся как организации работающие со знаниями, и производящие знания.
Знания используются для построения адекватной картины мира, необходимой для выживания цивилизации в изменяющихся условиях. Производство знаний вызывает процессы самоорганизации в обществе, в результате которых цивилизация развивается в направлении увеличения сложности своей структуры. Количество знаний определяет структурную организацию общества и поэтому может служить характеристикой уровня развития цивилизации. [3]
Рост знаний экспоненциально расширяет кругозор цивилизации. Вместе с ним возрастают возможности в сфере использования и воспроизводства ресурсов, развиваются новые жизнесберегающие технологии. [3]
Цивилизация, производящая больше условной информации, знаний, обладает бОльшими возможностями в конкуренции с другими цивилизациями и большей устойчивостью развития по отношению к внешней среде, взаимодействие цивилизаций, конкуренция и конвергенция культур позволяют не только развивать коммуникации, но и привлекать и использовать знания других цивилизаций.
Условная информация (знания) фиксируется в виде текстов, содержит описания выделенных сущностей и отношений между ними, можно сказать что тексты являются фиксацией состояния модели сознания, уровня развития. Безусловная информация, не обработанная в тексты, фото, видео и аудиофиксация событий, материалы экспериментов и наблюдений в виде таблиц с данными всевозможных измерений составляет основную часть накопленной и хранимой информации, в том числе и на компьютерных носителях.
Скорость доступа к информации, ее актуальность и возможность разнообразия представлений, позволяют не просто решать задачи, возникающие в развитии цивилизации, не только проектировать устройства, программировать процессы и моделировать сложные взаимодействия, но и создавать самоорганизующиеся объекты и системы объектов.
Математические модели, основанные на синергетическом подходе, синтезируют данные из разных научных направлений и позволяют выявить общие закономерности развития и взаимодействия.
Использование математических методов позволяет просчитать и прогнозировать развитие цивилизаций. Так, если речь идет о докомпьютерной эпохе, то снижение потока условной информации с полной определенностью означает пропорциональное снижение численности населения, т.е. в данном случае гибель цивилизации в буквальном смысле означает гибель людей.
Однако в компьютерную эпоху есть менее жестокая альтернатива: снижение потока информации может достигаться выведением из строя компьютерных сетей и других сетей связи без физического уничтожения людей. В этом случае гибель цивилизации означает разрушение ее информационной инфраструктуры. [3]
Информация имеет решающее значение в появлении и развитии цивилизации, знания выступают в качестве единственной движущей силы развития цивилизации.
Как показывают исследования, накопление некоторой величины в изучаемой системе ведет систему к динамике с обострением по гиперболическому графику развития событий, такое положение имеет общий характер, свойственный множеству процессов во вселенной. Гравитирующая масса в космологии, в сейсмологии – напряжения в земной коре, при паводках – масса накопленной воды в речном бассейне, в модели песчаной кучи – угол наклона ее поверхности, в динамике цивилизаций - количество знаний (условной информации). [3]
Зная информационную динамику, можно перейти к динамике численности населения и рассчитать возможные сценарии будущего развития. [3]
Моделирование и предсказание, прогнозирование будущего невозможно без построения, создания новых представлений, смыслов существования, без производства новых знаний.
Также, как обществу наших далеких предков собирателей и охотникам-рыболовам непонятно поведение скотоводов, которые вместо убийства животного ухаживают за ним, и тем более непонятны действия земледельцев с зерном, закапываемым в землю, так и мы пока видим возможно только очертания грядущего.
На раннем этапе биологической эволюции главную роль в накоплении информации играла генетическая память. В последующем процессе становления человека, появление языка способствовало быстрому наращиванию информации в нейронной памяти. Внешняя память в виде книг стала активно использоваться с началом эры книгопечатания. Затем, с переходом к компьютерной эре, внешняя память пополнилась запоминающими устройствами компьютеров, объем памяти которых в настоящее время быстро растет.[3]
Создаются новые знания о взаимодействии генетической, нейронной и внешней информации, делаются попытки не только воспроизвести из других материалов человеческое тело, самообучаемых роботов, построить программно «искусственный интеллект» (нейронные сети и пр.), но и смоделировать человеческий мозг.
Возможно, для последующего развития и вообще существования, нашей земной цивилизации придется вступить во взаимодействие с другой цивилизацией. При таком, вполне вероятном развитии событий, решающим станет достаточность наших знаний, развитие интеллекта нашей цивилизации, чтобы распознать другой разум в воспринимаемой информации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурлак С. Происхождение языка: Факты, исследования, гипотезы М.: Астрель: CORPUS, 2011. — 464 с.
2. Винер Н. Кибернетика. М.: Наука, 1983
3.Долгоносов Б.М. Влияние информационных и экологических факторов на глобальную демографическую динамику // История математики: Анализ и моделирование глобальной динамики. Под ред. Коротаева А.В., Малкова С.Ю. и Гринина Л.Е. М.: URSS, 2010. C. 186-229
4. Кузык Б.Н.,Яковец Ю.В. Цивилизации: прошлое и будущее: Учебник :авт. слова к читателю В.М. Филиппов. М.: Институт эко‑номических стратегий, 2008. — 576 с
5.Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: учеб. — М ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 264 с
6.Мамонова Т.Е. Информатика. Общая информатика. Основы языка C++ .Учебное пособие Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 206 с.
7.Манаков Л.Ф.,Бочарникова О.В. Современная теория организации: Учеб. пособие: Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Новосибирск: НГАСУ, 2003. - 120 с
8.Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник.- М.:Инфра-М, 2005.- 731с
9. Мильнер Б.З. Теория организации М.: Инфра-М, 2006. – 864с.
10.Моисеев Н. Н. Люди и кибернетика М.: Мол. гвардия, 1984. — 224 с.
11.Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории (Синергетика – психология – прогнозирование) Пособие для вузов Издание второе, переработанное и дополненное.Москва, 2004
12.Назаретян А.П. Нелинейное будущее Издание второе, переработанное и дополненное. Аргамак-Медиа 2014 -512с.
13.Попова О.В. ИНФОРМАТИКА. Учебное пособие.Красноярск: Красноярский институт экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики (НОУ ВПО), 2007. — 186 с.
14. Прохоров В.С. Теория Информации, лекции, электронный учебник.
15.Сырецкий Г. А. Информатика. Фундаментальный курс. Том 1. Основы информационной и вычислительной техники. БХВ-Петербург. 2005. 832 с.
16.Чернавский Д.С. Синергетика и информация (динамическая теория информации). Серия "Синергетика: от прошлого к будущему". Изд.2 2004.288 с
17.Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетики. М.: Издательство иностранной литературы, 1963
18.И.Кант «Спор Факультетов». Собрание сочинений в 8 томах. Электронная библиотека
19.В.И.Вернадский «Научная мысль как планетное явление» Москва, "Наука", 1991.
20.В. И. Вернадский. Труды по истории науки в России. Литрес. 1988 -2015
Кондратьев И.Ю.