На рисунке: Представление древних индийцев о "чакрах", - "каналах" сообщения с миром, расположение чакр соответствует железам секреции и нервным узлам в европейской медицинской традиции. Данное представление (картинка) адаптировано к понятиям европейского мировоззрения и "приводит" древние представления к современным, фактически дезавуируя обе традиции и вводя в заблуждение. В ведической традиции "чакры" неотделимы от Мира, это не "органы" физиологии субъекта, они неотъемлимая часть вселенной, а не просто "связь", также, как понятия "атман-брахман" соотносятся с понятиями "душа-бог" только позиционно. Европейские представления о сознании прошли существенную логическую обработку, и поэтому их обратное синтезирование в некую единую и адекватную модель сталкивается с трудностями "сборки" "единой картины мира".
Если рассматривать процессы (их несколько) сознания (мышления) как процессы преобразования действий (чувств) в образы (память, опыт), а уже действия с образами (моделирование реальности) рассматривать как логические, в том числе и действия с абстрактными понятиями, числовыми, освобожденными, очищенными от "качеств", и потом сверку моделей с чувствами и ответными действиями, то для понимания "работы" "устройства" не обойтись без понятий о "захвате" субъектом некоей части "внешнего мира", построении коммуникаций для этого "захвата", обратной связи через эти коммуникации и через унаследованный от предков "аппарат" (тело), и, главное - кодирование себя через это взаимодействие "захвата" и "передачи" (трансляции).
Сам процесс кодирования - по видимому отображается в сознании субъекта как "время". Восприятие, проецирование, отображение, а "мысль" - фиксация в доступной коммуникационной форме некоего итога процесса, выражение в символах (звуки, знаки, позы)...
Фактически мы имеем дело с двунаправленным (как минимум) процессом ("инь-янь") который существует на "физическом" уровне взаимодействий (атомарно-молекулярном) как электрический процесс (туда "заряды", оттуда "дырки"), живое использует этот процесс для фильтрации через мембраны, захвата и удержания (обработки) "косного" (В.Вернадский) вещества вселенной.
То есть в привычной однонаправленной логике адекватную модель сознания, мышления, восприятия построить невозможно, она двунаправленна (отображается как симметричная, двойственная, диалектическая ), и "пульсирующая" то есть не статичная, а меняющаяся (полюса, направления, векторы, тензоры).
Фактически мышление - это жизнь. "я думаю - я существую"
Для лишенных зрения "светотень" - тоже абстракция, все образы зависят от канала, инструмента, (чувства) получения информации, вся воспринимаемая информация - проекции объектов, процессов, даже пища - препарируется перед восприятием (клетками организма), конкретные цвета и другие качества (тона звуков, вкус и т.п.) - настраиваемые параметры, чувства воспитываются, формируются привычками, то есть повторением действий...
В парадигме двунаправленных процессов - образ/идея бога, - замещение недостающей коммуникации, обратной связи, - недостающая до "полной картинки" часть реального мира подменяется иллюзией/фантомом, также, как в науке появляется гипотеза (гипотетическое предположение). В общественном сознании/опыте эта иллюзия передается поколениями, пока не заменяется или новым "богом", или подтверждается реальной обратной связью. Культ "карго" - наглядный пример такого процесса. В современном мире многие не понимают что происходит в реальности, в смартфонах, телевизоре, банковской системе и т.п., они пользуются, не понимая, и создают себе личную магическую реальность. Здороваются с автомобилями, говорят с браузерами и телефонами, магическими пассами включают свет, открывают шлагбаумы, борются с демонами ГМО и т.п. (новое варварство)
... "недосягаемость" и "неперевариваемость" свидетельствуют о позиции наблюдателя в процессе (познания). Если он "находится" (осознает себя) ближе к "внешнему миру" - это позиция "позитивиста", "материалиста" и "объективиста", получающего на свои действия быструю и адекватную (в пределах восприятия) реакцию. Если наблюдатель ближе к "центру фиксации", "окончательной сборки", "внутреннему миру", - это позиция "идеалиста", "чувственников" (экзистенционалистов, "бытийников"). Понятно, что "погруженный" в собственные рефлексии и не получающий убедительных сигналов от реального взаимодействия, будет вынужден создавать себе мнимых собеседников и мнимую реальность. Опять же, процесс познания не статичен, от рождения до смерти субъекта он различается существенно, и "уход в себя", обращение к "мнимой реальности" свойственен субъектам зрелого и пожилого возраста, когда, возможно, прекращается процесс "моделирования" будущей реальности, и субъект живет только зафиксированным опытом, не меняя его, или субъектам с неполным, нарушенным восприятием, когда недостатки физические (отсутствие органов) и физиологические (болезнь, длящееся пищевое отравление, голод и т.п.) приводят к таким проявлениям (течениям, явлениям, феноменам) в процессе познания (жизни).