тпм main 800

 

(опыт публичной лекции, вариант 2, первый вариант был уничтожен программой фейсбук под предлогом "подозрительной активности")

 

Несомненно, образцом переживания русской действительности в песне является исполнение Аркадием Северным уже ставшей фольклором баллады "По тундре". Отметим, что танго - развитие, трансформация стиля "регтайм", возникшего в конце 19 века в связи с технологической революцией, "рваное время", отражение, рефлексия разрушения привычной последовательности событий. В наше время "регтайм" трансформировался в рок-н-ролл, хип хоп и рэп. Танго в большей степени "песня на двоих", исполняется вдвоем, партнеры не меняются, кажущийся конкурент танго - ламбада, скорее является более юным, ранним, ещё не обремененным житейской мудростью вариантом.
Итак, рассмотрим оригинальное исполнение песни, которое по тексту сильно отличается от последующих "облитературенных" вариантов.

Представьте себе, что Вы находитесь где-то в Центре России, например под Казанью, или Челябинском, или Красноярском, наважно, лежите в поле, головой к Северному Полюсу, лицо повернуто в сторону Москвы, к Кремлю, справа Запад, слева Восток, а под ногами все остальное.

Я сижу в одиночке
И плюю в потолочек
Перед Родиной честен
Перед совестью чист
Предомною и(о)кона
И запретная зона
А на вышке с винтовкой
Равнодушный чекист
...

Далее следут рассказ о попытке побега, которая заканчивается "неудачей" и восстановлением "статус кво", но в побеге принимают участие двое:

Мы бежали с тобою
Разноцветной весною ...

Кто же второй персонаж (баллады)? В тексте (найдите самостоятельно видео на ютубе) мы видим ещё два движущихся образа - "экспресс" и "быстроногий олень", поскольку экспресс - это цель побега, то остается "олень", который по ритму относит нас к "равнодушному чекисту", действительно, переставляя прилагательные, мы не замечаем ритмического сбоя при исполнении, - "равнодушный олень" или "быстроногий чекист", даже по смыслу не портят произведение, а дают дополнительную смысловую окраску.
Получается, что побег совершен вместе с "чекистом" ("оленем")? Поскольку в реальности это практически невозможно, то, конечно мы имеем дело с метафорой, формой отображения реальности, извечной мечты русского народа об избавлении (спасении) от Стража, который, в сущности, является вторым "я" (альтерэго).

Ещё одним образцом подобного переживания является такое же по форме произведение "Сиреневый туман", в котором, сюжетно, беглец уже садится в "экспресс", и, обращается к "подельнику":

Кондуктор не спеши, кондуктор понимаешь
Что с Родиною (девушкою) я, прощаюсь навсегда

По отношению к движению, как форме обретения себя, в России (как в реальной физической системе отношений, в отличие от песен) нет большой разницы между отъездом (на зону, в Россию) и приездом, тем более никому ещё не удалось уехать от девушки (Родины).

Но, здесь наша лекция съезжает с твердых научных рельсов и сползает в трясину эмоциональных оценочных суждений. Поэтому заканчиваем, встаем, отводим взор от Кремля, и идем куда глаза глядят, поскольку все равно куда-либо придем.

По тундре, по железной дороге
Где мчится курьерский Воркута-Ленинград.
https://youtu.be/XF947rn0q8k

#прослушка #глядявтелевизор #россия #фольклор