Говорят, футурология скоро будет преподаваться в университетах как научная дисциплина. Формированием образа будущего заняты вообще все люди, и больше- всё живое, чтобы размножаться непрерывно и комфортно, "стелит соломку", чтобы не попасть и пропасть в будущем, копит ресурсы, строит защитные сооружения и т.п.

Если в биологическом диапазоне микробы и простейшие захватывают друг друга и образуют сложные связи, используя свойства друг друга, в пределах зоологии идет борьба за существование отращиванием разных частей тела и адаптацией к меняющейся среде и пище, то в человеческой истории развивается аппаратура, приспособления, технические костыли, продолжающие силу рук, ног, глаз и т.п.

Акоп Погосович Назаретян написал замечательную книгу "Нелинейное будущее" о возможных подходах к научному формированию будущего. У Данилы Медведева есть большой опыт презентации различного будущего, кроме цикла телепередач на ТВ "Программа на будущее", даже написана книга, но, и у него будущее ограничено взаимодействием человека с техникой. В меньшей степени футурологов интересует социальное устройство общества, вернее, проецируются некие шаблонные формы устройства, связанные больше с распределением добытых ресурсов и иерархией принятия решений, где нечто "тоталитарное" противопоставляется "демократическому". В Харькове проходит международный конкурс концепций образа будущего.

Поскольку все же футурология может стать вполне наукой, то есть предсказывать будущее состояние неких процессов в обществе и техническом развитии человечества, то есть несколько замечаний практического (физического) характера, которые следует иметь ввиду при построении образа будущего (если не стоит задача построить образ будущей вечеринки или конкретного технического устройства), речь идет именно об образе общественного устройства. Не будем спорить с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, спроецировавшим эволюцию биологических форм на изменения социума, их работы в свое время были прогрессивны, но теперь, уже проверенные экспериментально, вызывают по меньшей мере сомнения в их практической реализации.

Общество строится (формируется) по необходимости внешних вызовов и внутренней технологической оснащенности. Если субъекты общества не практикуют промышленное производство и не вовлечены в банковскую систему и систему акционирования, как исполнения общих проектов, то и образ будущего общества у этих субъектов будет без учёта или понимания этих аспектов, это как общество собирателей и охотников не в состоянии представить общество феодалов и договоров на пользование землёй, или крепостного права и самодержавия.

Вот и у Ивана Ефремова в "Часе Быка" получалось тоталитарное общество, армия, с централизованным управлением и иерархией подчинённых. Он просто не мог себе представить мир Сети, который и сейчас то мало кому виден, хотя все его пользуют :)

Фантазировать не грех и не преступление, необходимо только учитывать физику отношений, когда в случае внешней агрессии любое общество становится армией, а в случае гармонизации отношений с соседями - идёт интенсивный обмен товарами, услугами и перемещение народов, что в свою очередь создаёт конфликты культур и т.д.

Ну и самое главное в развитии любой самоосознающей системы, социума - это экспансия и контроль экспансии, размножение и комфорт процесса размножения, от кочевого поселения к городу, от города к государству, потом к империи, и теперь к глобальной деревне, как суперимперии, осуществляющей экспансию вне Солнечной Системы.

Недавно ушедший от нас астрофизик Николай Кардашев распределяет цивилизации по мере пользования энергией: планеты, звездной системы, галактики. Возможно вернее стоит говорить о контроле дления (пространственно/временного континуума) процессов существования, где энергетические затраты вторичны.

Соответственно все процессы обмена вторичны, подчинены технологии исполнения проекта создания нового "ковчега" или "ноосферы", кому как привычнее. Форма социума вторична технологическим процессам, зависима от них, обслуживает их, но и связана с ними обратной связью, поскольку социум создаёт новые технологии в связи с увеличением количества захватываемого дления общей жизни (континуума пространства/времени).

Таким образом, построение образа общества будущего, даже и формулирование технического задания по его построению - бессмысленно без понимания физики процесса. Которая может резко поменяться из-за возникновения новых, сложных процессов и их результатов, как в свое время обогащение атмосферы Земли кислородом уничтожило почти всю тогда существовавшую жизнь на ней.

Ну и не стоит забывать, что любой проект, проекция, это только отображение некоей части мира в опыте отображающего субъекта, следа, результата, процесса переживания.

Так что, как писал Кант, - иудейским пророкам легко было предсказывать будущее, они сами его создавали, (управляя сознанием адептов). ? ? ?

Станет ли футурология научной дисциплиной - вопрос не столько организационный, ведь и теология стала научной дисциплиной, хотя к науке не имеет никакого отношения (буквы одни и те же применяются, да!), а скорее вопрос смыслов, закладывающихся в нее. Очень мало общего понимания, что та же наука - процесс вселенский, см. "Научная мысль как планетное явление" В.В. Вернадского, то есть физический, а человек только посредник, медиатор, между реальностью и ее описанием в общей картине мира, в которую могут вписаться и совершенно непредставимые сегодня образы...

#прослушка #образбудущего #развитие #россия #наука #социум #будущее #футурология