Мастеру мастерово
или о ключах, трансгуманизме и фантазии как двигателях прогресса
(рецензия на книгу Ивана Кондратьева «Мастер ключей», «ARS MAGNA», 2017 г.)
…Это был другой мир, он начинался сразу за углом – освещённый солнцем, блестящий,
с красивыми плакатами, нарядными женщинами, стремительно летящими машинами.
Много позже, когда их дом уже тоже снесли, совсем в другом времени и обстановке,
до Васи, Василия Ивановича, дошло, что пытался сказать ему сумасшедший флейтист.
«Не в том ключе играем», -
говорил он, облизывая сухие губы и крепче сжимая Васино запястье...
И. Кондратьев,
«Мастер ключей»
Начну с того, что бесконечно рад одному обстоятельству, а именно: с создателем сборника «Мастер ключей» я лично знаком уже несколько лет. Несмотря на нашу с ним ЕДИНСТВЕННУЮ до сих пор встречу – если мне не изменяет память, в последних числах ноября 2014 года автор приходил на презентацию одной из моих книг в Дом им. Ю. Балтрушайтиса при Посольстве Литовской Республики в Москве; так мы и познакомились очно, хотя, как до того, так и после, поддерживали довольно активную связь в Фэйсбуке, по электронной почте, скайпу – и прочим системам современной инфократии. Иван – очень публичная персона: постоянно пишет статьи, даёт интервью, участвует в конференциях по различным вопросам парадигмы секуляризма, свободы вероисповедания и/или отсутствия оного и светского государства как такового. Честное слово, мне было крайне интересно, какой и о чём может быть художественная литература человека, вращающегося в социально-научных кругах; что именно автор пожелает отобразить в собственных произведениях – атеистическое мировоззрение, достижения практических и теоретических трансгуманистов (к которым по праву стоит причислить и нашего героя), социальные ли проблемы, связанные с принятием/отрицанием подобного образа мышления? Ещё до знакомства с книгой я предположил, что в ней будет иметь место всё перечисленное, даже более того. А уже во время чтения прекрасно осознал, что не ошибся.
Итак, с чем же имеет дело читатель, раскрыв книгу И. Кондратьева? Позволю себе определить её автора как яркого представителя современной научной фантастики, склоняющегося к решению вопросов и задач, стоящих перед человечеством, в ключе (опять-таки, мастерский подход ключника!) нетеистического восприятия модели мира и Вселенной; следуя по стопам выдающихся умов представителей рода человеческого – Ньютона, Дарвина, Эйнштейна, равно как и наших современников – Хокинга и Докинза, писатель, вооружённый последними достижениями науки и техники, создаёт причудливую картину, фоном которой и являются уже упомянутые достижения. В центр же дискуссий о них он помещает никого иного, как нас – обыкновенных людей: учёных и не очень, верующих и сомневающихся, прогрессистов и ригористов… словом, в любом из персонажей, выведенных и великолепно прописанных в творчестве Ивана, действительно отражаемся мы сами. Со свойственными нам индивидуальными привычками, застывшими или меняющимися в результате поиска точками зрения, ошибками и т.д. Повести и рассказы автора полны движения: того самого поиска, который венчает иногда многолетние труды – и не обязательно одного человека, а целых сообществ! – в конце которого следует восклицание: «Это так просто! Удивительно, что ещё никто не додумался!» («Мастер ключей»). Недаром я взял за эпиграф пассаж из титульной повести книги: «Не в том ключе играем…» – это словно подсказка каждому непредвзятому искателю, КАК именно следует «вести дело»…
Конечно, при знакомстве с любой книгой, у читателя неизменно появляются любимчики. Со мной также обошлось без исключений: моими фаворитами немедленно стала троица (весьма символично в контексте подобной книги!) идущих подряд вещей – «Код захвата», «Мера» и «Мастер ключей».
Первая повествует о духовных – и не без юмора, физических – метаниях человека (священника РПЦ, в руки которого попал странный препарат), на долгое время – практически, на всю сознательную жизнь! – попавшего в плен собственных (и не только) измышлений, бессистемность которых и безотчётную навязчивость критикует автор («…Он достаточно долго, в новом мироощущении, пытался настроиться на привычное по вчерашней ещё жизни, сложившееся за последние десятилетия мышление. «Грех, грех...», - пытался он раскрутить привычную пластинку…», «Код захвата»). Однако, «…О. Андрей не просто стал лучше чувствовать тело. У него прошла тяжесть в области печени, к которой он привык. Стал гораздо меньше живот, кожа стала мягче, светлее и заметно подтянулась, он стал лучше слышать...» («Код захвата»). Тем не менее, после кульминации анализа происходящего с ним, человек делает правильный выбор: «Чувство сопричастности чему-то важному, более важному, чем привычное ощущение правильности собственного бытия, захватило его…» («Код захвата»). А после – и осознание того, что не всё заканчивается гробовой доской… то есть, до неё можно не доводить, более того – её вполне можно избежать!
«- Вот Вы, чего ожидали от своего будущего? В самом конце?
- Смерти?
- И готовились к ней?
- Да, и других готовил, к переходу...
- В мир иной?
- Ну да, что же плохого? Это происходит с каждым...
- Происходить-то происходит, когда готовить, а если не готовить?
- Так сами же умирают.
- Сами-то от чего?
- Болезни, старость, несчастные случаи, происшествия...
- Да, а если готовить к дальнейшей жизни здесь? Кто сказал, что смерть – обязательное условие завершения жизни? Вы испытали снова молодость, неужели будущее не стало для Вас другим, не сдвинулось дальше?..» («Код захвата»). И, в самом конце трансгуманистического по сути своей произведения, на крыше какого-то из зданий, над которым пролетает самолёт с лирическим героем, проявляются слова: «Live. Dream. Do. Do Not Die». Очень знаковая концовка, показывающая чаяния прогрессивной части человечества.
«Мера» несколько отличается от своего предшественника: автор делает его героями не «в меру» (уж простите невольный каламбур!) образованного священника, но просвещённых, обученных своему делу специалистов… как сейчас модно выражаться, людей «в теме». Меня завлекли самые первые строки повести, её, так сказать, пролог: «...Человек является частью Вселенной, причём частью, активно воспринимающей (перерабатывающей) и, соответственно, «привязанной» (сформированной) средой переработки (восприятия).
Представьте себе часть равномерной Вселенной, которая свернулась в «улитку» и пропускает (организует) через себя поток из всего, что вокруг (среда формирования), формируя (создавая в свою очередь) некие вторичные волны, «завороты» и т.п. – что, куда и зачем телепортировать?..» («Мера»).
Итак, красная нить повествования – проблема телепортации (впрочем, трансгуманистические идеи просочились и туда), с которой внезапно сталкиваются герои произведения и которую исследуют, столкнувшись с ней непосредственно: «…Так, как я понял, если среда однотипная, то есть допустима в пределах планеты, поверхности, так что мешает переносу? Разборка-сборка на атомы?..» («Мера»). Особенно ценными, на мой взгляд, являются рассуждения одного из персонажей – Ивана Петровича – касательно строения и эксплуатации телепорта (кстати, героям нашим крайне повезло: совершенно готовый телепорт нежданно-негаданно, по замыслу автора, попал им в руки!). Сознательно не хочу приводить ни единой цитаты, пусть читатель самостоятельно ознакомится с научно-философскими выводами писателя.
И, наконец, титульная вещь – «Мастер ключей». Пытливый, весьма одарённый уголовный следователь коллекционирует «нераскрытые преступления мирового масштаба». Хобби майора заставляет его заниматься убийством Кеннеди и тому подобных, по словам автора, «мировых висяков», однако жемчужину коллекции – дело, вокруг которого и вращается повествование, которому следователь посвятил всего себя – «…Дело Филиппова значилось как «Дело о передаче энергии взрыва на расстояние», оно стояло рядом с папками об экспериментах Теслы и работами Термена...
…Филиппов, кроме переводов Маркса и Дарвина, изучения философии и литературной деятельности, издания журнала «Научное Обозрение», занимался ещё и реализацией своей сверхценной идеи – изобретения нового оружия, наличие которого прекратит все войны. Передача энергии взрыва на расстояние до 1000 километров.
Он провёл двенадцать опытов, про которые писал, что «были уже успешные и будут ещё», и погиб при проведении тринадцатого, 12 июня 1903 года. Изъятая полицией аппаратура и документы пропали, статья с разъяснением опытов для журнала была взята на копирование и утеряна. Полицейские архивы были уничтожены в последующие революции и войны…» («Мастер ключей»). Майор проводит собственное следствие (в котором ему помогают некто и нечто), приходя к выводам, грозящим опрокинуть кое-какие существующие представления в области физики: недаром одна из глав называется «Окончательная формула всего» – столь любимым определением доктора Эйнштейна. На этой интригующей ноте хотелось бы закончить предварительный обзор повести.
Не хотелось бы забегать за глаза будущим читателям и пересказывать другие произведения – им предстоит прочитать их самим, но не мог не порадоваться, насколько уверенно Иван играет на ассоциациях, на старых-добрых понятиях, уже давно ставших мемами. Скажем, глава «Клуб Одиноких Сердец» (самая крупная повесть «Снежная Королева. Ключ к Невероятной Тайне») – ничего не напоминает?! Конечно же, знаменитейший мега хит всех времён и народов (согласно заявлениям множества музыкальных критиков планеты) «The Beatles» - «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band»! Впрочем, это на любителя… равно, как и отсылка к песне Луи Армстронга «What A Wonderful World» («2222. What a wonderful world»). По этим и подобным им вставкам можно судить о глубокой привязанности автора к музыке вообще (чего стоит одно лишь перечисление всех музыкальных жанров и направлений в эпиграфах к «Снежная Королева. Ключ к Невероятной Тайне» – от классических до постмодернизма!). Вот они, все наши ключи – и скрипичные, и басовые! Но, конечно же, ими должен управлять настоящий МАСТЕР – человек…
Иван – универсалист и космист, что подтверждают вложенные им в уста одного из персонажей – Йоги – слова: «…Вам должно быть понятно, как происходит формирование сознания. Единственное, что нужно всегда иметь ввиду, что сам человек неотделим от воспринимаемого им мира, а мир устроен именно так, как его представляет в данный момент человек. У каждого – своё мировоззрение и мировосприятие, и только все вместе, при постоянном обмене информацией, мы можем составить более-менее цельную картинку, которая, впрочем, будет меняться, поскольку мы сами постоянно применяем всё более сложные и тонкие инструменты для «ощупывания» непознанного…» («Снежная Королева. Ключ к Невероятной Тайне»). Таким образом, И. Кондратьев призывает всех представителей человечества работать, познавать и воспринимать вместе, не стараться мешать друг другу... И это не просто красивые слова для фантастической повести, не просто кредо влюблённого в идею человека, поскольку предлагаемые автором научно-философские выкладки не представляют собой спекуляции в чистом виде, они – доказательны. Фантастика, как известно, фантастикой, но на то она и научная, так как базируется на исключительно экспериментально проверенных данных.
Подборка рассказов и миниатюр «Было, не было» крайне разнообразна по содержанию: тут имеют место рассуждения о людях со сверхспособностями (на примере мальчика Вани, которого специалисты сейчас немедленно классифицировали бы как «дитя индиго», («Пронесло»)); юмористические, жизнеутверждающие («Наше Всё», «Замастырь», «Инструктаж», «Беды земные и небесные», «Хулиганьё», «О порядке выключения»); экзистенциально-сатирические («Письмо Счастья», «Ощущение чешуйчатой кожи дракона», «Сияние чистого духа», «Синий экран смерти») – и произведения, которые я определил бы как «технические», яркие примеры в жанре кибер-панк («2222. What a wonderful world», «О значении обратной связи в системе»; также с десяток других. Настоящим украшением сборника рассказов И. Кондратьева является, на мой взгляд, «Спящий проснулся... (Новый Франкенштейн)»: злободневно, иронично, оригинально – и научно. Именно с той долей фантазии, что позволяет писателю создавать научную фантастику.
Отдельным дополнением в книге поставлены стихотворения и афоризмы, повествующие, собственно, о том же, что и проза – с жанровым, естественно, различием. Поэзия Ивана носит ярко-выраженный философский характер, а взятый за эпиграф перед афоризмами – и столь лаконичный! – «Бди!» – Козьмы Пруткова сразу даёт понять читателю, что внимание последнего будет потрачено не зря. Хотя бы оцените следующее: «Отличается ли чтение от наблюдения букв? Вот в чём вопрос современности»… Каково? Сразу приходит на память почти аналог написанного – слова великолепного медиевиста В. Рабиновича из его работы «Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух», если не путаю – кто-то у него призывал не чтить, а читать книги… Это Рабинович писал в 1991 году. Таким образом, да – мысль Ивана вполне актуальна. Впрочем, универсального подхода к вопросу тоже никто не отменял…
...
P.S.
И последний комментарий. В последнее время выходит не много хороших научно-фантастических книг, по которым мы, честно говоря, соскучились. Конечно, говорить приходится не о Литве, речь идёт о России. Естественно, что лишь в Москве ежегодно проходит множество конкурсов для пишущих в этом жанре; писатели получают премии, издательства издают их книги – на подобную литературу есть, видимо, серьёзный спрос. Справка для сравнения: в Литовской Республике, например, в жанре научной фантастики из приблизительно шестисот авторов работают ВСЕГО четыре человека! Впрочем, книги по данной теме – в основном, переводные – всегда можно видеть в любом книжном магазине. А только в Клайпеде работают несколько квалифицированных переводчиков с русского языка. В связи с чем возникает предложение: почему не перевести книгу И. Кондратьева «Мастер ключей» на литовский язык и не реализовать её в приличном издательстве? Полагаю, что литовскому читателю творчество российского фантаста придётся по душе лишь в силу того, что сам автор крайне универсален и рассуждения его – глобальны и мультикультурны. А из подобной предпосылки можно смело заключить, даже не гадая, что от подобного проекта в выигрыше оказались бы обе стороны, как Российская Федерация, так и Литовская Республика.
С уважением,
Clandestinus,
писатель, переводчик, лингвист,
Литовская Республика
- Информация о материале
- Просмотров: 9465
Аннотация:
Предлагаемые истории не основаны на реальных событиях, хотя некоторые места действия и некоторые персонажи существуют или существовали в действительности, время действия иногда тоже вполне узнаваемо. Сам текст появился в результате встреч с людьми, относящими себя к какой-либо группе, чьё мировоззрение и мировосприятие обращено в будущее. Некоторые называют себя трансгуманистами, считая, что в недалеком будущем технологии изменят облик человека и перенесут сознание на другой носитель, вечный и бессмертный. Другие называют себя гуманистами, и, не особо доверяя технологиям, отдают предпочтение развитию человеческого разума и тела. Третьи верят в магию слова, считая, что совершение неких действий с использованием слов и движений, позволяет им контролировать не только себя. Речь о сознании, восприятии, времени, вечности и бессмертии, о темах, актуальных в любом периоде человеческой истории, которая сама по себе неотделима от истории Земли и Вселенной. Сходство описываемого с реальностью совершенно случайно и соотносится с действительностью только в объеме воспринимаемой размерности сознания.
Все тексты писались в режиме «онлайн» в «Живом Журнале», «Фейсбуке», «Вконтакте» и «Твиттере» пользователем @interrno, а также на сайте www.interrno.ru
От автора
Как-то (возможно в прошлую пятницу) после встречи в офисе Российского Трансгуманистического Движения с бывшим монахом Михаилом Барановым (монах Григорий) и антропологом из Канады Аней Бернстейн, где-то в московском метро, в общении о бессмертии, я рассказал об одном человеке, режиссере документального кино, который в своей "двушке" в Свиблово на полном серьезе общался с умершим другом через транзисторный приемник, это было в 90-е годы. "Напишите об этом", - попросила Аня.
Некоторое время потребовалось для формирования кода и вот он записан.
Вниманию читателей предлагается переработанный вариант текста, опубликованного в «Живом Журнале» с 20 июня по 02 июля 2015 года
В "Живом Журнале" доступен первый вариант текста
"Снежная Королева. Ключ к Невероятной Тайне"
А также начало текстов
"МЕРА"
и
С 02.01.2021 можно брать и читать отсюда
Помощь автору можно зачислять сюда:
Предисловие к книге Сергея Исаева
Новый текст на сайте:
- Информация о материале
- Просмотров: 8196
***
Телефон звонил и звонил, но Василий Ивановмч не спешил раставаться со сном. Не часто случалось остаться между сном и явью. Сон был непрост. Тот самый флейтист из детства, постаревший ещё больше, похожий на вылепленную из пластилина фигуру, утративший ссохшуюся кожу и выступающие кости, водил Василия Ивановича по тому самому огромному дому. Каждый переход из комнаты в комнату, на лестницу и в другие квартиры воспринимался как пересечение физической границы, из воздуха в воду, из воды в твердь, из света в тьму...
Это ощущение быдо знакомо, часто бывало, что при каких-то сочетаниях освещения, запахов, форм, возникало другое, отличное от обычного восприятие, казалось, мир виделся чужими глазами и ощущался чужими чувствами, все было то же самое, и, одновременно, другое, менялось отношение к видимому и ощущаемому. Иногда открывались некие перспективы, существующие, наблюдаемые вещи воспринимались меняющимися, иногда, наоборот, сознание сужалось, мелкие предметы и сочетания приобретали значимые, большие формы, на первый план являлись совершенно ранее незначительые предметы и свойства. Иногда границы ощущались очень остро, особенно осенью и весной, иногда они казались тянущимися и плотными, как мармелад или карамель, а иногда тонкими и хрупкими, как фарфор или бумага. Василию Ивановичу казалось (особенно после плотного профессионального общения с людьми) что он проникает в чужое сознание и начинает видеть чужими глазами и ощущать чужими чувствами.
Город вдруг терял ощущение заполненности людьми и смыслами и становился просто набором коробок с пустыми проемами окон и ничего не сообщающими надписями, или появлялось чувсто потерянности, как бывало в детстве, раннем детстве, когда мать оставляла одного... Так и в сегодняшнем, тянущемся сне, флейтист водил по лестницам, залитым солнечным светом, потом через темные комнаты, заставленные причудливой старинной мебелью, через залы, заполненные людьми, стреловидные окна бросали на паркетные полы разноцветные тени, флейтист изгибался, странно передвигаясь на пластилиновых ногах и постоянно что-то говорил, но до сознания ничего совершенно не доходило, воспринимался только звук потока слов, как некая мелодия, повторяющаяся музыкальная тема, знакомая, но завораживающе измененная, не вспоминаемая, словно флейтист показывал как надо играть, открывая новые и новые сочетания комнат, залов, переходов.
Наконец они дошли до зала, похожего на помещение для конференций, с огромной стены медленно спустилась драпировка с изображением звездного неба и открылся экран, на котором стали появляться фигуры со знакомого листа бумаги. Речь флейтиста ускорилась и он стал повторять одно и тоже словосочетание, но смысл был неуловим... Звонок все звенел и окончательно разбудил Василия Ивановича...
Елена сообщала, что Настя снова "заболела", и они не смогут придти на помощь кладоискателям, просила оставить деньги в ящике шкафа, за посудой. Александр возился за столом с ноутбуком и каким-то аппаратом с множеством торчащих спиц, как у ежа, за окном шел дождь, ритмично стуча по крыше и сливаясь руладами по водостоками..
- Все отменяется? - Василий Иванович привел себя в порядок, поставил чайник на плиту и присел к столу.
- Да, кроме погоды и остутствия команды ещё появились неопровержимые сведения, исключающие необходимость поисков. Там уже искали, сразу после инцидента. Посмотрите в почте, Вас в копию поставили...
В ответе на отчет было прикреплено два файла, - копия доклада о проведенных работах на месте раскопок, которые осуществляли нарушители границы и справка о задержании А.Ю.Финн-Енотаевского при попытке вывезти некие документы. События происходили в 30-х годах 20 века. В результате работ был найден гранитный камень с выбитым изображением равносторонненго, "мальтийского" креста и цифрами "1961", идентифицирован как верстовой дорожный знак и закопан обратно, а в справке о задержании был отражен только факт задержания вышеуказанного гражданина и изъятия баула с документами из государственного архива. Имя было известно Василию Ивановичу, это был тот самый журналист, который забрал для копирования бумаги Филиппова после его гибели, и не вернул их. До него только дошло, что совсем недалеко от его теперешнего местонахождения, буквально в нескольких километрах, на даче Лесгафта, в Териоках, в 1901 и 1902 годах Михаил Михайлович Филиппов проводил свои опыты по передаче энергии...
- А что мы ищем, Василий Иванович? Убийцу, причину или, может быть, мы пытаемся воспроизвести опыты Филиппова? Для получения Сверхоружия?
- Скорее причину, ведь понятно, что он ошибался, современная физика ведь не та, ну, как представлялось тогда..
- Чем похожи Ваши герои, Василий Иванович? Филиппов, Термен, Кеннеди? Они все несколько диссонируют с окружающим миром, не так ли? Выделяются, и не только какими-то личными свойствами, у них есть нечто общее?
- Ну, Термен и Филиппов занимались физикой и волнами, но Кеннеди? Ничего общего, он политик, более того, мажор, прожигатель жизни..
- Да, но тем не менее, они все для окружащих вполне подходили под одно слово "социалисты", а Кеннеди прямо обвиняли в коммунизме, социалист Филиппов мечтал с помощью сверхоружия добиться вечного мира и справедливости, социалист и коммунист Термен выполнял задание коммунистического советского правительства и практически работал на идею, а президента Кеннеди считали врагом, продавшимся коммунистам-социалистам, особенно после Карибского кризиса и отказа начать войну хотя бы с Кубой..
- И что, Вы считаете это было причиной их смерти?
- Скорее нежелание и невозможность приспособиться, стать "как все", занять позицию " в тренде", соответствовать "тенденции". Не зря же Филиппова не переиздавали, Термена с его изобретениями забыли, а семья Кеннеди, как староверы в России, постепенно вымирает...
- По Вашему получается что их гибель была предопределена?
- В той среде, да. Причем Термена просто забыли умертвить физически, телом он дожил до старости... Если что-то или кто-то выделяется в некоей привычной, сложившейся среде, он привлекает внимание, сильный сигнал заметен, на него сразу вешается привычный ярлычок "врага", а вдруг...
- Не беги и не будешь догоняем...
- Да. А вот с физикой не все так просто. Есть данные, что бумаги Филиппова с описанием его опытов попали к Тесле через Маркони, а Тесла пытался получить финансирование в Советской России для своих опытов по передаче энергии. Филиппов в своих последних работах упоминал изобретение моего тезки, Александра Матвеевича Карамышева, его "просветитель", который он демонстрировал ещё в 1776 году...
- Да, я читал Фейгина...
- Да и не только у Фейгина этот факт упоминается, но ведь никто и не воспроизвел эту машинку. Паровая машина оказалась востребованной, а с изменением свойств минералов, а шире - среды, как то не задалось..
- Вы считаете, что Филиппов нашел совсем другой подход? Мне тоже приходило, что все его намеки на "так просто" и "как раньше не додумались", - это следствие того, что он совсем по другому смотрел на мир... Изменение среды... Для передачи ...
Александр переключился на экран ноутбука, стал набирать на клавиатуре что-то... Дождь не прекращался, усилился ветер, и вода стала мыть стекла окон, сливаясь затейливыми узорами...
- Возможно работает инстинкт самосохранения, уже не в субъективном, а в групповом виде, и это не Вселенная реагирует на исследовательские "щупы", а сам человеческий опыт, сложившееся, не допускает реализации чего-то нового, принципиально нового, и только некие совсем необходимые вызовы формируют стремление к их преодолению, и тогда новое вдруг оказывается хорошо забытым старым... Помните Левшу?
- Ну да, испортил иноземное чудо, подковал блоху..
- Тогда как раз заканчивалась эпоха ремесленников и наступало время промышленных технологий, которое в начале 20 века привело к конвейеру, стандартам производства, а Карамышев, Филиппов и Термен, - это кустари-одиночки, хорошо, если они фиксировали свои опыты на бумаге, а сколько Левшей в истории, которые передавали опыт ученикам, и их изобретения и приемы забывались.
- Возможно, существует некое "информационное поле", где сохраняются все наши идеи? Человек же часть Вселенной?
- Вот смотрите, - Александр показал на ноутбук, - это инструмент для связи нас в единое, по Вашему, информационное поле, но доступ к нему только у создавших, сформировавших его, другим субъектам, грубо говоря кошкам и собакам он совершенно не нужен, у них свои коммуникации...
- То есть, возможно может существовать некое общее, доступное всем существам поле информационного обмена?
- Ну что Вы привязались к "полю"? - Александр выключил ноутбук, отсоединил от него провода и стал убирать оборудование в рюкзак, - "поле", эта абстракция, вроде "силы" или "энергии", если человек часть вселенной, то почему бы ему и не создавать всевозможные коммуникационные среды, которые были бы доступны не только для него? Да, и если внимательно посмотреть вокруг, то разве не существует такой среды общего пользования?
- Ну это слишком общее, банальное...
- Но не слишком принимаемое во внимание, привычное, - Александр усмехнулся, - все открытия и совершаются только потому, что кто-то неожиданно вдруг видит то, что требует открытия, а вопрос с ключами иногда решается уже потом... Ладно, Вы со мной? Я довезу Вас до Питера, у меня машина здесь.
- Нет, я ещё окончательный отчет напишу и поеду чуть позже, у меня тоже машина здесь, за домом..
- Ну отлично, спасибо за общение...
Они пожали руки и Александр ушел. Дождь постепенно затихал и снова стало слышно часы. "Ходики", - вспомнил как их называла бабка, Василий Иванович. Он налил остывшего чая и открыл свой ноутбук. Контекстная реклама в браузере показывала "местонахождение ковчега", "альтернативная космонавтика" и "программирование сред".
На столе стояло пять приборов. В четырех были остатки чая, ложки лежали беспрядочно, на двух чашках были следы губной помады, на блюдцах крошки. Одни прибор выделялся чистотой, аккуратно положенными рядом с блюдцем ложками и ровно сложенной салфеткой с отогнутым углом. Вчера вечером его на столе не было. На мгновение выглянуло солнце и осветило стол, тени от чашек образовали странную графическую конструкцию.. Изображение было похоже на то, на листе бумаги из архивной папки, которое Василий Иванович видел и во сне... На то время, что светил луч, ему показалось, что он понял слова пластилинового человека-флейтиста из сна, но солнце скрылось, дождь снова забарабанил по крыше, забивая стук часов..
...
Эх, президент, президент, как она пела, когда тебя возводили в звание, почему ты не внял ей, зачем позволил остаться вне себя, почему не смог воспринять ее чувство...
***
09 июня - 22 июля 2016 г. Москва.
- Информация о материале
- Просмотров: 1024
***
- Вы не биофизик, - незнакомец сидел за столом и наблюдал, как мокрые от ливня Василий Иванович и его помощницы суетятся с переодеванием в сухое, - я из технического сопровождения одной системы, дамы тоже меня помнят, мы с коллегой в прошлом году работали ...
- Ну я тоже, некоторым образом, по ее поводу, в том числе, - Василий Иванович присел за стол, - было бы интересно узнать Ваше мнение, все же причина в технике, не в потустороннем?
- Александр, - представился незнакомец, - а что Вам известно?
- Кроме засекреченных параметров, динамика срабатываний, форма, время .. а документы Ваши, если возможно...
- Возможно, - Александр достал удостоверение, Василий Иванович показал свое...
- Ой, - восликнула хозяйка, - вот тебе и ученые физики, пойду чайник поставлю.
Она вышла из комнаты, к столу подсела Елена, полная женщина сорока лет, с виноватым выражением лица:
- Я хочу сказать, что это мне виделись призраки то, я писала про пришельца, который по вечерам ходит, Настя уговорила меня признаться, - она вздохнула облегченно, - отец умер у нас, и после поминок я остановиться не могла, пила, вот и привиделось, а тут опрашивать стали, видели кого... я и рассказала...
- То есть не было ничего?
- Ну как сказать, пьяной то что не привидится, любила я отца то, вот и казалось, что он приходит с работы, и я разговаривала с ним, кормила, постель стелила, - Елена заплакала.
- Понятно, - Василий Иванович погладил ее по руке, - не надо, успокойтесь, - та заплакала ещё пуще...
- Бывает, - Александр встал из-за стола и достав карту из сумки, расстелил ее на столе, - вот смотрите, чтобы понятее было, нагляднее, - ничего секретного не выдам, расскажу в общих чертах, постараюсь..
По рассказу Александра получалось, что срабатывания происходили только на участке, примыкающем одной стороной к морю, участок имел форму дуги и внутри дуги сложный рельеф с возвышением...
- На котором, на поляне, мы и работали в прошлом году, имитируя сигналы и их отражения, получалось что система посылает сигналы, которые, отражаясь от моря и сложной поверхности, усиливаются и она их принимает за сигнал срабатывания, как от реального объекта. Система сложная и с элементами самообучения, чтобы обучить ее распознавать эти отраженные сигналы, как иллюзию и игнорировать их, пришлось повозиться... Но это не надо в отчете...
- Нет, конечно, я опишу только работу с населением, - Василий Иванович загрустил, вместо приключения и ожидаемых открытий неизведанного все закончилось банально просто.
Анастасия принесла чайник, заварила, мужчины достали запасы, соорудился ужин, после путешествия по дождливому лесу разыгрался неплохой аппетит, в комнате стоял запах свежего чая, хлеба, колбасы, хвои и сырой земли.
- А там, на поляне этой, ещё после войны клад искали, - Анастасия игриво посмотрела на мужчин, - отец как раз и рассказывал, там даже перестрелка была, кладоискатели вроде через границу, в Финляндию ушли.
- Да, было что-то, - подтвердила Елена...
- А поточнее? - Василий Иванович оживился...
- Да зачем точнее? - вмешался Александр, - завтра и проверим, у Вас металлодетектор есть, у меня тоже кое-что, он показал на сумку...
...
Дамы ушли, дождь прекратился, на небо высыпали звезды.
- Смотрите, ведь у Елены то тоже получилось "ложное срабатывание", ей ведь реально представлялось, она же не за воздухом ухаживала...
- Да, - Александр поежился, - это самое сложное, отделить реальный сигнал от объекта, от собственного... особенно когда система обработки не просто реагирует, а ещё и распознает и моделирует.. вот ещё и предупреждение, не просто обнаружение и сопровождение, а предупреждение, создается модель, которая "держит" в актульной памяти множество ситуаций и просматривает не просто "периметр", а нацелена на активное обнаружение, то есть предполагает, на каком участке, в какое время, каким способом, соответственно готова к применению адекватного ответа, в зависимости от ...
- Не здесь же? Это же слишком дорого наверное?
- Нет, для здешней ситуации это лишнее, поэтому физическое, человеческое присутствие отменить невозможно, все эти "умные" системы умны только тем, что в них заложено...
- А самообучающиеся, нейронные сети?
- А чему они обучаются? Задачи то тоже в них заложены и физическими параметрами датчиков и каналом связи они ограничены, опять же математическая логика человеческая, наработана человеческим опытом и цели все человеческие, защита, передвижение...
- Но ведь они сами развиваются?
- Не совсем все же сами. Все же все эти интеллектуальные системы - отражения человеческого мышления в кремнии и металле, они не самостоятельны...
- Электричество, ремонт.
- Не только. Для чего? Вот вопрос. Человек борется за жизнь, в том числе и придумывая такие вот системы.. А им то не за что бороться, нечего преодолевать..
- Даже если станут независимы энергетически?
- Даже если освоят размножение, как вариант самосохранения и будут почкованием копироваться, они все равно останутся "на подхвате", это все внешняя оболочка человеческая, внешняя память.
- Души нет?
- Духа, да, это вообще интересный вопрос, с душой.. Дело в восприятии времени и в том, что принимается за действительность, за реальные взаимодействия.. Вот есть минимальное время срабатывания, от получения сигнала, его обработки, до выдачи тревоги, но этот интервал времени имеет свою длительность, и есть пауза, вот как человек воспринимает 24 кадра в секунду, помните про 25-й кадр? Который не осознается, но воспринимается? Но можно ведь ускорить осознавание, а можно поменять частоту "работы", настроить физически тело на другую длительность, или на восприятие заранее подготовленной формы сигнала...
- Это же обучение просто.
- Просто. Сначала у нас тело сформировано под определенные задачи, эволюцией, потом приспосабливается, учится существовать в определенной среде, потом обучается жить в меняющейся среде, потом само формирует среду под свои нужды, это все в непрерывном обмене сложными сигналами, в постоянном взаимодействии, в действии, в действительности. А дух, душа - это некое внутреннее состояние, оно вне тела не существует, как программа не существует вне среды исполнения..
- Но как запись?
- Только как запись, след... что-то мы заговорились, давайте спать, а то дамы явятся вовремя же, неудобно.
...
Над лесом раскинулся сияющим шлейфом Млечный Путь, далеко, чуть слышно, шумел лениво прибой ... летучие мыши чертили свои замысловатые траектории...
Василию Ивановичу не спалось, он сидел на крыльце и, казалось, растворился в ночи. Оставалось прояснить, что за "лучи" наблюдали пограничники, реально ли они существовали, и, что же все же имел ввиду Александр под "внутренним состоянием"... Ведь именно это состояние и определяется как "душа". Ожидание, да, планирование события и его ожидание, способность "проинтуичить", почувствовать будущее, увидеть "надвигающееся" и настроить себя, или изменить наступающее. "подстелить соломки"... Ему представилось, что два встречных потока заворачиваются спиралью, замыкаются в оболочку ... Емкость, индуктивность, сопротивление... Он вспомнил про оставленный Валерию Львовичу листок с непонятным рисунком, поднялся и пошел включать ноутбук, чтобы отчитаться о прошедшем дне.
Вечность и Бесконечность принадлежат точке и только точке. Никакие пространства и времена не вечны и не бесконечны, только сосредоточение, приведение к точке даёт перспективу бытия вне начала и конца. Источники уводят провидение в зеркальные отражения множественности копий, чтобы снова вернуть сознание в точку, очиститься от стечения обстоятельств, затаиться точкой между двумя сторонами периода перехода от "зеро" к "пусто", и опять извергнуться жаждой устранения заполненности. С чего вы взяли, что вы независимы и можете себе позволить мыслить о бессмертии? Как может быть смертна или бессмертна исчезающе малая часть вечной Точки, стремительное падение которой сама в себя ощущается как многообразие взаимодействий? Мы все принадлежим точке, мы связаны ею и наше "развитие" - всего лишь попытка уйти от её вечности. Наше движение "от" лишь ускоряет наше стремление "в". Мы все только точка, во всем её бесконечном покое, появились из точки и заточимся в ней.
Мы привыкли (приспособились) различать два вида движения - перемещение тел в пространстве и - рост тел (и смену поколений в развитии), исключив из восприятия собственно восприятие как способ, технологию различения, и не замечаем не только того, к чему наделали адаптеров (другие диапазоны "волн", ультра и т.п.) но и сознательно не воспринимаем "лишнего", мешающего выделить основной сигнал - пищу и размножение. Вспомните, как Галилей отсчитывал интервалы времени при наблюдении за падающими предметами - по собственному пульсу, чем задается пульсация? Чем задается пульсация, частота процессора в ПК? Какая минимальная доля (квант) используется для корректировки орбиты спутников и т.п. Что "лежит" в основе такого "поведения" вещества - дискретность. Чем задается такая дискретность, колебаниями чего? Что в катоде-аноде движется навстречу друг другу, а мы "нагружаем" этот двунаправленный поток и получаем излучение вольфрамовой нити (или диода), какое время в сверхпроводнике и в кубите при абсолютном нуле? Понятно что для субъекта его время существования и его пространство жизни регулируется им самим, но не генерируется, а только регулируется в неких пределах его физиологии и восприятия, во взаимодействии с его природой (при родах :)) измените природу субъекта восприятия - изменится и его время восприятия пространства и существования. Что собственно и происходит в эволюции, от равнозначных пульсаций до способных "захватить" за один "проход" иерархию симфонии. Дление, континуум "пространства-временной", - это не более чем расстояние между двумя "пиками" стоячих волн, вызванных встречными потоками (или медленно перекрывающимися "полями") попробуйте быть не в общем потоке, а во встречном, вы "исчезнете" для воспринимающих только один поток, как не замечаются, воспринимаются как помехи "затактные" звуки, отбрасываются восприятием стук собственного сердца и "шумы" на сетчатке глаз... Ох уж эта неисчерпаемость электрона...
Василий Иванович отправил письмо и стал удалять "спам", одно из сообщений привлекло его внимание, он открыл письмо, текст был вполне подходящим к настроению ночи:
***
Из ягоды тиса вино не пьянит,
Ведь в кубки из тиса разлили его...
А луки из тиса такие большие,
Что стрелы догонят любого гонца...
Вот мастер ключей, он из мёртвой воды
Льет матрицу смыслов для радужных дев.
Ему открываются тайны дождей
И тис ядовитый покорен ему...
Он смотрит за буддой, сидящим в инжире,
Чтоб миг просветленья ему не проспать.
Прибрежную глину волною шлифует,
И в вечности топит кровавый закат...
***
- Информация о материале
- Просмотров: 1039
***
Василий Иванович проснулся, но долго не открывал глаза, прислушиваясь к звукам. Тикание часов заполняло все восприятие, остальные звуки были даже не фоном, а за фоном, как чуть слышные разговоры артистов за сценой или подсказ суфлера, зудение мухи и шелест ветра. Ему вспомнилось детство, старый деревянный дом на Переяславке, за новым, каменным, казавшимся огромным, выходящим фасадом на Проспект Мира. Также тикали настенные часы с маятником, звенела муха между стекол окна, вырываясь из посеревшей ваты, цокали по асфальту каблучки. У железной дороги ломали дома, расчищая место под новую улицу и доносились ухающие звуки от падающих стен. Он вспомнил старика, сидевшего на чемодане у груды скарба, готового к перевозке. Старик играл на самодельной флейте какие-то простые мелодии, а мальчишки бегали вокруг, свистели и подражали звукам инструментов, изображая оркестр. На лице флейстиста застыло выражение изумления и счастья, он наслаждался производимой какофонией, неожиданно он перестал играть, схватил Васю за руку и стал быстро-быстро ему что-то говорить. Глаза его были безумны, разобрать его речь было невозможно. Подъехал грузовик, Вася вырвался и убежал вместе с остальными ребятами. На Проспект Мира им запрещали выбегать одним, мало ли что, но автомобили, троллейбус, витрины магазинов манили невероятно. Это был другой мир, он начинался сразу за углом, освещенный солнцем, блестящий, с красивыми плакатами, нарядными женщинами, стремительно летящими машинами. Много позже, когда их дом уже тоже снесли, совсем в другом времени и обстановке, до Васи, Василия Ивановича, дошло, что пытался сказать ему сумасшедший флейтист. "Не в том ключе играем", - говорил он, облизывая сухие губы и крепче сжимая Васино запястье.
...
У коллеги действительно были проблемы. Ничего на него Василий Иванович не нашел, и не мог найти. Коллега занимался собственной безопасностью пограничных подразделений, дислоцированных на границе с Финляндией. Он разбирал доклады, анонимки и сообщения личного состава и ему необходима была формальная поддержка, бумага о проведенном следственном действии, подтверждающая его выводы. Но, в то же время, он хотел бы получить и альтернативное видение, "свежий взгляд" на происходящее.
- Хотелось бы получить некое разумное объяснение, не все можно, да и не всегда удобно объяснить действием алкоголя или нервного переутомления. Такие выводы не приветствуются, да собственно они и противоречат фактам, но других разумных объяснений нет. Срабатывание сигнальной системы без видимых следов. Свидетельства очевидцев. Командир части самовольно ложится в клинику и впадает в глубокую депрессию. Вот тут материалы подобраны, я ничего рассказывать не буду, сами посмотрите на месте, чтобы свое мнение не навязывать. Если Вам нужно чем-то помочь, звоните немедленно, в любое время. Заключения технических специалистов там тоже есть.
- Если не затруднит, - Василий Иванович достал рисунок, на котором Гугл определил египетские иероглифы или части радиосхем, - смогут ли ваши специалисты определить, - он протянул лист, взятый из архивной папки..
- Зовите меня Валерий, Валерий Львович, давайте посмотрим, - он развернул лист и в развернутом положении аккуратно разместил его в "файле", - обратите особое внимание на показания местных жителей, они вполне могут иметь отношение к подобному, к происходящему.. Надеюсь, Вы не увлекаетесь мистикой и метафизикой? Вы нам очень поможете, если это будет правильно преподнесено, а то, увидите там, - он показал рукой на переданные материалы, - духи и потустороннее не приветствуется, знаете... И, пожалуйста, аккуратнее работайте с поисковыми системами, - Валерий Львович улыбнулся, и улыбка его не была доброжелательна, - не стоит загружать наших специалистов очисткой сети от некорректных запросов.
...
Давно, очень давно Василий Иванович так не высыпался. Ощущение сладости, истомы в теле, полного успокоения и отдыха хотелось продлевать и продлевать. Он сидел допоздна после приезда в поселок и размещения над переданными документами, но усталости не было. В окно ломилось июньское утро. Удобства на дворе, вода в колодце, бутовый камень в фундаменте дома, сосны, и еле уловимый запах моря с недалекой Балтики.
Василий Иванович соорудил яичницу с помидорами и сыром и сел набрасывать план действий.
Во-первых ...
Он помирился с супругой и оставил ей большую часть полученных командировочных. Ничего не мешало спокойно размышлять о происходящем.
Проблема виделась состоящей из нескольких частей, самое главное, - происходящее вокруг границы с сигнализацией, пограничниками и командиром. Потом шли свидетельства местных жителей о "пришельце", которого они впускали в дом, зная, что он родственник (или знакомый), обычно вечером, а наутро уже не помнили, ни кто он, ни что делал, ни как выглядел, ничего. Иногда оставались от него лишние приборы на столе, смятая постель и перевешанная верхняя одежда на вешалках. Никакого зла от него никто тоже не замечал. Но пограничная зона. Показания пограничников несколько отличались от деревенских, в их рассказах в основном были "тени", остающиеся от несуществующих, невидимых объектов, которые они заставали на месте срабатывания сигнальной системы, "тени" не были похожи на тень от человека, они были похожи на темные лучи на почве, как будто "намоченные", таявшие также, "высыхая", но никакой влаги не было. Рисунки прилагались.
С командиром было наверное понятнее всего, его банально "заклевали" проверяющие, и он, или сам, или по совету, сказался больным и лег на обследование, сам он ничего не видел, считал, что недоработки чисто технические, что система сама "возбуждается", также счтиали и технические специалисты, но производители системы и установщики ничего исправить не смогли, после их манипуляций (три раза за полгода) система неделю-полторы работала корректно, потом опять начинались ложные срабатывания. Система была настроена на снятие комплексных параметров, то есть во всех доступных приборам диапазонах наблюдения. В связи с секретностью детали не расписывались. Но "помехи" "пересекали" большую часть наблюдаемого спектра, носили характер "волны" с выраженным гиперболическим характером к завершению "нарушения". То есть кривая на графике медленно поднималась, а к концу резко взмывала и примерно на двадцатой части "падала" вниз. Прибывавшие на место срабатывания тревожные группы иногда видели те самые "тени", а иногда нет. И "пришелец" по времени тоже не совпадал со срабатываниями. В срабатываниях стройной системы тоже не было, они происходили и ночью, и днем, но длились не более минуты. Первые наблюдатели-солдаты отмечали, что по характеру очень похоже на плотную стаю птиц, когда сначала летят одиночки, а потом вся масса, но визуально камеры не фиксировали даже ветра в этот момент. Пришелец же приходил всегда перед ужином, примерно в 17:30, ел вместе со всеми присутствовавшими, его устраивали спать, а когда просыпались, уже никого не было, а вспоминали о посещении только под вечер... И не могли вспомнить даже какого он пола...
Формальное и неформальное, Василию Ивановичу предстояло выяснить неформальную сторону, то, что возможно не отражалось в бумагах, а осталось невысказанным и непонятым. Он ощущал себя героем "Миллиарда лет до конца света" Стругацких и "Насморка" Лема. Когда распутывать приходится не злой умысел человека, а противостояние вселенной или сочетание случайных факторов, создающее из несчастного случая и игры стихий видимость преступления, совершенного сознательной силой, вооруженной утонченным планом и хитроумными инструментами.
Итак, следовало разговорить местных, и, по возможности, пограничников, хотя к ним "соваться" не рекомендовали. Василий Иванович приехал под видом биофизика, его снабдили ноутбуком, небольшой видеокамерой с возможностью снимать в темноте и фиксировать ультразвук, портативным металлодетектором, но все это чисто "для вида", единственно, в ноутбук был встроен хороший модем, позволявший "ходить" в интернет. В первую очередь он пометил на карте места наиболее частого срабатывания, прикинул, что двоих помощников ему вполне хватит, одному следовало вручить камеру для фиксации действий, второму - металлодетектор, а главное - разговорить их, познакомиться и выяснить как можно больше про происходящее.
Время к полудню, пришла хозяйка дома, принесла молока и свежего хлеба.
- Как спалось? Молоко будете?
- Да, спасибо! Кого лучше нанять для работы в лесу? С камерой и детектором? Есть молодежь?
- Есть. Но городские в основном, отдыхают здесь. А что делать?
- Ходить, снимать на камеру, записывать показания приборов.
- Ну это и я могу, женщин берешь в работу? - она улыбнулась.
- Мне двое нужно, лучше конечно мужчин.
- Чем лучше?
- Ну все же, лес, звери...
- Ой, да нет тут зверей то никаких, так, слухи только разносят...
- Кто разносит?
- Известно кто. Есть кому разносить... Берешь? Сколько платить то будешь и какой порядок?
- Давайте я подумаю, оплата по 2 тысячи рублей в день, за шесть часов работы, ну и ещё бы машину бы хорошо...
- Нормальные условия, дней то сколько?
- Как пойдет, планирую неделю, а там по результатам.
- Ну думай, и машина есть и подруга, хоть завтра начать можем, не тяжелые инструменты? А то тут в прошлом году изыскатели были, так у них не заладилось, сломался аппарат...
Оказалось, что почти ровно год назад Анастасия и Елена также нанялись подработать, двое молодых людей с их помощью завезли в лес ящики, собрали какю-то "рамку" на колесах, повозили ее по поляне, но она, по их словам, не заработала, разобрали ее и увезли...
- Настя, а сможете указать место, где они работали? Может мы одно и то же ищем?
- Конечно смогу, только зря Вы это все затеваете, нет у нас ничего тут такого, как это, аномального...
- Это кто сказал? Изыскатели?
- Да мало ли кто что говорит, да мне уж бежать надо, завтра когда подходить?
- Давайте пораньше..
- В шесть?
- Нет, в шесть для меня рано, давайте в восемь.
- Договорились.
Анастасия ушла, оставив открытой дверь, молоко и хлеб были выше всяких похвал, Василий Иванович не заметил как задремал, а когда очнулся, отметил, что дверь закрыта, а на столе, напротив, как будто след от чашки, полукруг, молочный отпечаток ... и движение воздуха, словно где-то в доме открыли окно...
Ему стало немного не по себе, он включил камеру и пошел осматривать дом...
***
- Информация о материале
- Просмотров: 1082