Прекрасный разбор понятия "духовность" сделан в работе исследователя из Белоруссии. Вектор понятия обращен в прошлое, причем прошлое "русской цивилизации", отличной от "бездуховного запада", и тем более от "коммунизма", который обращен в интернациональное будущее (правда без частной собственности). Но не получается без частного, личного интереса. Разваливается "все вокруг народное, все вокруг ничьё", для надзора за "всеобщим ничьим" требуется более жесткая система, чем демократические регуляторы. И эта жесткая, стабильная система разрушается, как разрушается любой идеал, сталкивающийся с изменяющимся миром.
Понятно, что "духовность" больше связывается с религией, поскольку древние представления о "вечной душе" небесной и "бренном теле" земном составляют мировоззренческую основу религиозности. Именно "дух", "душа", продолжают жить в раю (жариться в аду), копить благодать (карму) и перевоплощаться, развиваясь до состояния "нирваны", "божественного". Тело и земля только носители, оболочки для аватара, которые сковывают "свободу духа" и т.п. Выделившие "дух вина" - "spirit" (спирт) алхимики, вполне серъезно полагали что полученная субстанция родственна человеческому духу.


Литературные версии "духа", - "русский дух" как совокупность нравственных, деловых и прочих качеств отражается в парфюмерии как "запахи крымского кориандра и березовой коры" (бани и кваса?), и в бытовом смысле как медвежья сила...

Та же история с "флогистоном" - который очень долго, до открытия кислорода, считался "духом" огня, содержащимся во всех горючих материалах, философским принципом "горючести", само представление послужило основой реакций окисления в химической теории.
С развитием информационного подхода, теории биосферы Вернадского, кибернетики Винера, нейрофизиологии и прочих отраслей научного знания, понятие "душа" переходит из религиозного в научное. Спирт (алкоголь) действительно выделяется организмом и способствует передаче сигналов в нервной системе человека, сигналы формируют восприятие и в конечном счете чувства и сознание.
Соответственно неразвитые организмы живут инстинктами, более развитые сложными рефлексами и воспитанными (дрессированными) чувствами, человек живет, обращаясь к социальной, общей, распределенной знаковой памяти, которая при нас сформировалась в общемировую Сеть.
Само тело человека формируется, рождается, создается генетической памятью клеток, миллиардов поколений живших до него существ, мозг человека собирает опыт индивидуальной жизни и передает память о ней потомкам в генетическом коде, постоянно участвуя в социальном обмене общей знаковой и чувственной памяти людей, животных и растений, пользуясь древнейшими кодами бессмертных (неизменных, безличностных) бактерий и борясь с попытками подчинить себя чуждому коду вирусов и паразитированию на себе более сложных бактерий, грибов и плесени.

Цефализация, - развитие головного мозга заметно не только у человека, но именно создание и обмен знаками по каналам внешней памяти позволило человеку создать цивилизации, освободиться от постоянной заботы о поиске пропитания и комфорта, заняться осмыслением, классификацией, анализом наблюдаемого мира, придти к философскому анализу себя на "душу"и "тело".
Именно развитие сознания как аппарата восприятия наблюдается в эволюционном мегаисторическом процессе от белковой пленки - матрицы, покрывавшей всю планету, до попыток создания Искусственного Интеллекта - аппарата восприятия на небелковом носителе, более стойком к перепадам температур внешней среды, межпланетной и межзвездной.
Живое вещество биосферы, существуя переработкой излучения (распада) неживого ("косного" - Вернадский) создает все более сложные формы, все более "долгоживущие", и в своей сознательной деятельности моделирует и создает несуществовавшие ранее материалы, предметы, цели и ценности, совершенствуя которые, преодолевая ограничения размерностей и сред, совершенствует не только собственный аппарат сознания, но и общий вселенский разум, создает новое пространство взаимодействий и новое время событий.
Понимание человека как существа раздельной природы, принадлежащего и "духу" и "телу", - дань страху предков перед неизбежным, попытка продлить личное существование вне бренного, разлагающегося по смерти тела, копирование в сознании феномена "гусеница- бабочка".
"Духовность" - это уже артефакт уходящей культуры, как спиричуэлс - религиозные напевы и чувство единой природы всего живущего в культе вуду, чувство, которое обманчиво, зависит от настройки и развитости восприятия, и обязательно должно поверяться точным знанием и подтверждаться фактом, свершившимся событием, повторенным и зафиксированным во внешней памяти для использования всеми живущими.