Каббала - древнейшая модель вселенной как взаимодействия "сфер",
проекция-фиксация реальных социальных и субъективных  взаимодействий.


Один из методов освоения бытия, свойств процесса познания - проецирование субъективного опыта на все явления, когда творческое внимание личности концентрируется не на реальном, практическом взаимодействии, работает не с результатами общего опыта, а с идеальными конструкциями в субъективном внутреннем мире.

Подавляющее большинство людей конечно имеет свое мировоззрение и имеет привычку судить обо всем, но оно у них заимствованное, шаблонное, имитационное и также обращено на удовлетворение ограниченного их бытом набора стремлений-вызовов (дети, семья, достаток, реже -успех) и здесь наверное нечего "освобождать" и "просвещать", наши коммунисты уже "освободили" в 1917 году "энергию масс", которую потом запирали по лагерям и ссылкам и придумывали "подвиги" целины и великих строек, только бы занять чем-нибудь поколения лишенных реальной инициативы и собственного постижения реальности людей.

Наука, как общая практика, создает будущее, общее, основанное на практических взаимодействиях, отвергая неактуальные, не прошедшие проверку опытом идеи и практики, и религия потому так долго "живет", поскольку очень хорошо (привычно) моделирует в знаки чувственный мир человека, который направлен на деторождение (бог-любовь, непорочное зачатие и т,п.) и подтверждает этот субъективный опыт простыми образами, заложенными в человеческом опыте на уровне рефлексии (инстинктов).

Собственно, других технологий и инструментов самосозидания, кроме переживания и сопереживания, моделирования мифа (мировоззрения) и его постоянной переработки (приведения к временному, промежуточному актуальному для общего опыта состоянию) видимо нет, возможно, необходимо предлагать обучающимся выбор моделей восприятия, развивать "аппарат" чувственный и аналитический, ведь та же идея о "единой формуле всего", - тоже попытка приведения всего многообразия действительных взаимодействий вселенной к некоей "окончательной мысли", схеме, истине, догме, философскому камню. 

Результат любого взаимодействия становится памятью, опытом, следом индивида (его действия) в общей памяти (веществе) мира, создает некое новое состояние, структурное (расположение элементов) и динамическое (вектор направленности взаимодействия), сознание начинается там, где есть общая знаковая среда, принятая по необходимости субъектами восприятия, разделяющими (создающими) общие ресурсы для существования, в отличие от "прямого", физического восприятия, которое не моделирует условия будущего существования "внутри", "в модели", "проекте", а действует непосредственно (химические и физические процессы, проходящие без участия "жизни", бактерий, вирусов и др.), то есть неотъемлемая часть "живого вещества" (по Вернадскому) - обработка состояний взаимодействия и формирование памяти, у "высших" "существ" формируются новые, знаковые, символьные коммуникации и состояния памяти (вещества). 

Если посмотреть на известные нам факты расположения Земли в Солнечной Системе и Солнца по отношению к центру Галактики Млечный Путь, то за 4,5 миллиарда лет существования Земля совершила 20-22 оборота вокруг центра Галактики (примерно 200 млн. лет на один оборот), за этот период сформировалось то, что Вернадский называет биосферой (и, если "вспомнить" что было в прошедших циклах, то можно и с некоей вероятностью предсказывать будущее), и начало развиваться то состояние отношений внутри этой биосферы, которое он же назвал ноосферой (сферой знаний) - фактически это именно сознательное "развитие" (которое для стороннего наблюдателя вполне может отображаться только как выбросы металла с поверхности Земли на "орбиту" и увеличение радиационного излучения от точечных источников, в том числе и фотонного, света). Если (по некоторым гипотезам) тяжелые элементы, металлы - это след атмосферы предыдущей (взорвавшейся до Солнца) звезды, то время "развития" жизни и сознания можно увеличить и на время существования предыдущей итерации, а возможно и до времени метаморфозы, перехода из предыдущего состояния вселенной (или части вселенной). 

Понятно, что и "зарождение жизни" и "появление сознания" - это некие предположения, скорее всего не имеющие отношения к реальным взаимодействиям, а отражающими только метод познания (проецирование некоего доступного опыта личной жизни и получение "ответной реакции"), то есть "ключи" к пониманию "феномена" жизни и сознания лежат не в свойствах психики или структуре мозга (что "сложилось" практикой в данном конкретном месте и времени Вселенной). Соответственно, изучая историю познания (к чему призывал Вернадский), как физического явления (потока сигналов, фиксируемого опытом индивидов), и сопоставляя с реальными взаимодействиями тел-"носителей" (человек, Земля, Солнце, Галактика, Метагалактика) можно наверное увидеть где, как и в каких условиях сформировались например половые различия (не просто в рамках науки биология, а в реальной, действующей физической среде), являются ли они "приспособлениями", или отражают некие "фундаментальные" свойства мира (например, похожие на представление древних о двойственности мира, "инь-янь")...