Понятие "храм" вместе с ветхозаветным преданием плавно вошло в христианское сознание, где не всякое религиозное сооружение не всякого народа принято называть храмом.
      Понятия меняются со временем, передаваясь по поколениям теряют первичное смысловое наполнение и требуют вдумчивого анализа и реконструкции для понимания первичной сути, того первого ментального сигнала, посыла, духовного устремления, увлекавшего предков наших на постройки монументальных сооружений.
      И всегда необходимо делать поправку на время и сознание. Понятно, что у неандертальцев не было не только письменности, но и не было нашего восприятия мира, у них не было не только единого бога, не было и многобожия, да и язычниками они не были. Отдельно не существовало обучения навыкам охоты и поклонения тотемному животному, такое разделение есть только в сознании современного нам исследователя, тогда не было и понятий таких, - "обучение", "поклонение". Опыт жизни передавался непосредственно, фиксировались наиболее значимые для выживания образы-сигналы, - изготовление рубила, сигналы-звуки совместной охоты, выделка шкур, поддержание огня. С развитием сознания, - накоплением и фиксацией состояний, приносящих удачу на охоте, удовольствие от еды, тепло от одежды и очага, - развиваются и общественные отношения, усложняется язык, строятся первые общие модели-представления об устройстве мира.
      В кругах, огороженных камнями с изображениями животных, скорее всего проводились инициации, получение первых навыков взрослой жизни, обучение поведению на охоте, собиранию правильных растений, обработке орудий и т.п. (сравните с современными цирками с фокусниками, акробатами и т.д. (циркуль-круг) и церковью с таинствами, юродивыми, - тот же круг, магические круги и т.п.).
      Развивающееся сознание инициирующихся все больше само научалось овладевать способностями, казавшимися вначале чудом, - изготовление дротика, лука, разжигание огня, выделка шкуры, изготовление хлеба, позже выплавка металла и т.п. Самые памятливые наизусть учили Своды Правил и Историю Всего Бывшего. Что уж говорить про письменность и умение считать и писать, возможно письмо и счет тоже придумали ленивые. (Пропускаем развитие способности к чтению, эффекты психики, связанные с чтением "про себя" и отраженным "я", воспринимаемым как "сверхразум", что принятие арабских (индийских) цифр и способов счета, включая понятие "ноль" вывело Европу 12 века из реальной тьмы средневековья) Вернемся к храмам, опустив историю цивилизаций и религий Двуречья Месопотамии и ещё более древнюю Двуречья Индийского (а возможно и Двуречья Волго-Донского? ;))

Вот что говорят (современные) иудейские учителя:

"Храм выглядел как красивое материальное здание, мёртвые камни, но за ним крылось здание духовное, живое. Всё величие и значение Храма было в том, что он был местом присутствия Творца в этом Мире. Творец присутствует везде, но там это ощущалось сильнее всего. Поэтому в Храме происходили постоянные чудеса, законы природы, как бы, не имели там власти. Но это не всё. В Храме было не только присутствие Творца, там же была и духовная сущность всего еврейского народа, та самая, благодаря которой Слава Творца как бы спустилась в этот мир. Их единение и составляло Храм духовный, незримый. Это основа. И впоследствии вокруг Храма духа был построен Храм материальный, ощутимый. С тех пор жизнь еврея того времени вращалась вокруг Храма. Он был сердцем народа. Это о Храме в одном слове".
"Когда еврейский народ перестал ценить чудо присутствия Творца в своей среде, он своим поведением изгнал присутствие Творца. Тогда-то разрушение Храма духовного само по себе привело к разрушению и Храма материального"
"Когда был воздвигнут Второй Храм, весь народ объединился вокруг него. И там у них был один Первосвященник, Коэн Гадол. Был один помост для жертвоприношений, и не было раздора. Да и служение, в общем, дано народу Израиля в его единстве. То есть, каждому своё особое частное предназначение. Все были разными, но находились в рамках цельности и единства всего народа. Все вмести способствовали созданию Храма духовного, Небесного, а это уже поддерживало существование Храма земного."
"Во Втором Храме не было прямого присутствия духа Творца, но его основа строилась на единстве всего народа Израиля. И когда началась беспричинная ненависть, разрушающая единство, исчезла и причина существования Храма, того Храма, который всех объединял."
"9 Ава 3338 года от сотворения мира вавилоняне разрушили и сожгли Первый Иерусалимский Храм — через 410 лет после его возведения. Жители страны были угнаны в Вавилонию. Семьдесят лет продолжалось вавилонское изгнание — пока евреи не вернулись в свою страну и огромными усилиями не восстановили Храм. Но 9 Ава 3828 года от сотворения мира, через четыреста двадцать лет после возведения и Второй Храм был разрушен и сожжен римлянами."
(источник)


Сознание народа за почти тысячелетие изменилось. От общеценного к индивидуальному. Общеприносимые Жертвы заменяются жертвенными монетами.

"Тора повелевает. Возлюби ближнего, как самого себя. Себя мы любим не за что-то, а просто так! Вот так мы должны любить и других."

"... внутри должен быть… Храм! Малый, наш личный Храм, который мы строим своими руками!

Интуитивно, надеюсь, каждый из нас ощущает, что там, внутри, существует как бы эталон, «идеальная модель» того, кем мы должны быть. Этот идеал и есть Храм моей души. Необходимо много сил, чтобы его разглядеть, понять, что он в потенциале там существует, и пытаться его развить и построить"

(источник)

      Прошло ещё 2000 (две тысячи) лет (некоторые считают, что сигнал полностью деградирует (теряется в "шуме") в среде передачи человеком за 2500-2700 лет)...
      Письменность, математика, технологии, все более усложняющиеся формы сохранения и передачи общей памяти и острота ума индивидуального сознания, как инструмента взаимодействия со вселенной, - сегодня у нас уже общая, доступная всем распределенная и постоянно актуализирующаяся память, - Интернет, в котором всё, - обучение, игра, восхищение, поклонение, - все уже не умещается в земном круге ("права человека" приняты Декларацией ООН только в середине 20 века).
      Но по прежнему нам необходимо переводить сознательное в чувственное, чтобы понять и чувственное в сознательное, чтобы уметь (и оправдывать всегда легче, чем искать причину).
Возможно это и есть главное и единственное таинство (совершенствование личного храма - сознания, идеальной модели жизни (вселенной)).