art1_10

Тема воздействия, управления сознанием через СМИ не так проста и однозначна, как представляется при первом приближении, когда мы имеем дело с продвижением нового товара, фактически приучением к новому товару, когда расхваливаются его положительные качества  и умалчиваются прочие.

Любые психологические, рекламные, НЛП (нейро-лингвистическое программирование) практики используют уже сложившуюся ценностную общественную среду, поскольку реклама и продажа зубной пасты там, где ее традиционно не используют, невозможна, сначала необходимо создать соответствующую среду, привычку, ценностную основу. В случае с религией она уже имеется, это и бытовое суеверие, и страх рождения-смерти и культ предков (загробного мира), достаточно визуализировать, создать понятные образы и соотнести с ними существующие ценностные установки.

Устоявшиеся образы заменяются новыми, так, славянские боги заменяются христианскими святыми, языческие молитвы - христианскими госпелами, исторически это позволило объединить множество племен со своими культами в один общий культ, практически не поменяв мировоззрение и миропонимание, изменились образы, правила поведения, границы, пределы общепринятого закона, табу для восприятия и отображения мира. Общий культ, образный и понятийный язык, общая среда воздействия позволяет облегчить управление, фактически существенно упрощается коммуникация прохождения команд и предсказуемость результата, что позволяет такой общности успешно конкурировать с соседями, с разрозненными ценностными установками, языком и иерархическим устройством.

Во всех религиях Междуречья, Ближнего Востока, Европы прослеживаются культы солнца (осирис, митра, апполон, зевс и т.п. осолонь-посолонь), культ мертвых и загробной жизни (египетская книга мертвых, хеллоуин и т.п.) и культ воды (афродита, крещение и пр.), они отражают основные физиологические зависимости человека и вообще жизни от энергии солнца, воды и воздуха (дух) и именно на эксплуатации этих зависимостей и строятся все религии.

Адепты религий, священнослужители и пророки фактически осуществляют схему компрометации информационной системы, известную как "человек посередине", когда в коммуникационном канале между приемником и передатчиком встраивается посредник, который использует такую позицию в собственных интересах. В случае с религией приемник - высшее существо (дух предков, воды, огня и пр.) образуется в общественном и личном сознании, и средства массовой информации в современном мире используются для постоянного напоминания и закрепления в общественном сознании именно такого положения вещей. Высшее существо может представляться в сознании как удобно посреднику, в соответствии с традицией (общей памятью, культурой), но только посредник, наделенный неким особым доступом (монополией), каналом, способом к высшему существу (плану, миру, полю) осуществляет с ним связь, таким образам подчиняя своему влиянию всех обращающихся за помощью, поскольку обладает в идеале наиболее полной информацией от самих людей об их помыслах о будущих и совершенных действиях.

С развитием общественных отношений и личности, индивидуальности такой способ уходит в прошлое, но факт того, что, кто владеет информацией, - тот владеет миром, не меняется.

Цивилизация ослабляет прямые зависимости, создавая человеку комфортный мир, в котором роль посредника-хранителя, шантажирующего окружающих своей связью с высшим миром и владением ценностными эталонами поведения, - становится незначительной, как роль педагога диктатора в начальных классах школы преображается в роль ненавязчивого советника в старших.

То, что в древних обществах служило условием выживания и конкурентным преимуществом, сейчас становится тормозом общественного и личного развития.

Понятийная и образная среда религий сужается, вытесняемая точным знанием и перспективами здоровой и долгой жизни личности в современном мире, и именно на "возрождение" понятийной среды невежества, мира очеловеченных (одушевленных, анимированных) стихий направлены усилия нынешних религиозных адептов традиционных религий.

Отдельная тема, - это современные "научные" религии и мистические воззрения (сайентология, Грабовой и пр.) - они фактически используют ту же схему с посредником, собирая с поклонников материальные блага, но аппелируют уже не высшему конкретному существу с написанной историей, а используют наработанные научные тексты в качестве доказательной базы своего учения.

В случае со СМИ мы имеем удобный инструмент создания любой необходимой понятийной и образной среды, особенно в обществе, не имеющем других источников информации, как это было в СССР с марксизмом-ленинизмом, да и в любых обособленных цивилизациях. Модель такого общества со своим понятийным аппаратом - уголовная среда, любое общественное объединение по интересам, филателисты, спортсмены и т.п.

Собственно такая локализация, обособление и приводит к коллапсу, деградации системы, что наблюдалось в средние века в Европе, когда она была замкнута и не имела полноценных коммуникаций с остальным миром.

В современном мире (России) т.н. традиционные религии, признавая общность своих ценностных установок, признают фактически свою схожую роль как посредника, который опускает многообразие наработанных человечеством форм отношений, законов, взаимодействий культур на уровень отношений примитивного сознания с враждебной окружающей средой.