*избранные места из переписки*
- Все во вселенной созидается действиями, взаимодействиями, сами названия "действительность", "актуальность", "реальность" указывают на то, что наше сознание организовано через восприятие действий, складывает действия в последовательности, язык, логика и сама структура сознания образованы наблюдаемыми и совершаемыми действиями.
- Все действия совершаются в системе "отражений", "противопоставлений", возможно взаимодействия двух (или более) "факторов", результаты взаимодействия которых мы наблюдаем как "вещество", "движение" в "пространстве-времени", причем само "пространство-время" наблюдаемое нами, зависит от нашего способа восприятия (при приеме алкоголя или наркотиков восприятие пространства-времени меняется), а сложность "реальности" зависит от нашего коллективного опыта взаимодействия с ней (сложившейся картины мира).
- История взаимодействия живого-неживого (субъект-среда), эволюция биосферы (к ноосфере) показывает, что сложность субъектов формируется "захватом" и "использованием", организацией связей с другими субъектами и объектами (захват и использование бактериями митохондрий и т.д.) Захват, применение и отвержение - эти процессы происходят во всех взаимодействиях, начиная от "атомарных" и "молекулярных" и до процессов химических и физических, которые также являются только отражениями взаимодействий в наших моделях реальности, вполне может быть, что наша современная физика и химия, получившаяся из алхимии и философии, для завтрашних исследователей тоже будет чудной. (сравните формулы энергии и работы, или происхождение термодинамики от теплорода и т.п.)
- Личность не существует вне памяти, а память формируется культурой, фиксированными, захваченными для пользования результатами взаимодействий, в этом смысле вся вселенная - огромный накопитель данных, где человек - одна из осознающих себя частей вселенной, и процесс формирования существ, осознающих свои действия - естественный процесс. Соответственно, при определенных условиях, необходимости и наличии адаптеров к разным средам формирований, мы можем иметь доступ (физический, в реальных, внешних взаимодействиях) к культурам других существ, поскольку процессы (на данный момент развития нашей способности фиксировать взаимодействия) схожи именно по коммуникационным свойствам.
- Соответственно, мы можем получить "прямой" доступ (непосредственно взаимодействовать) к любому колебательному взаимодействию (сознанию), поскольку сами являемся частью вселенной, "потока", в этом смысле наука похожа на магию, именно тысячелетняя работа наших предков со звуком и камнем создала нашу цивилизацию (см. религиозные ритуалы и артефакты культуры), другое дело, что в каждом историческом периоде и в каждом субъекте восприятия память вселенной отображается частично, насколько субъекту (группе) удалось актуализировать опыт прошлых состояний (создать адаптер к другой размерности, смоделировать процесс, коммуникацию).
- Мы формируем модель взаимодействия и вживаемся в нее (культура, цивилизация) постоянно подстраивая модели субъективные и общие к меняющейся реальности, тем самым создаем образ будущего, и этот образ и является для нас и вызовом и целью и ожиданием, достижение, материализация этого образа, представления, является смыслом нашего существования. Но, возможно существуют другие способы отображения, (не только то, которое сложилось взаимодействием клеточной мембраны с "магнитным полем", "электричеством") не формируемые сменой поколений и передачей опыта-памяти, без посредничества "внутреннего мира" и планирования по внешней календарной сетке, а "прямые", "нативные", без формирования моделей, адаптеров, оболочек? Или это физически невозможно?
Даже не надейтесь, что кто-то сможет Полностью понять Ваше представление о каком-либо предмете.
Жизнь всегда возникает в определенных обстоятельствах (в определенном "слое" вокруг звезды), что в самом "функционировании" вещества вселенной существуют обстоятельства для возникновения жизни, как в морском прибое всегда есть возможность для возникновения пены.
Вероятно "событие" точнее воспринимать как некое "совместное бытие", достаточно долгое совместное взаимодействие. которое можно делить на несколько этапов, частей, которые и составляют событие. А случай - нечто выходящее за рамки планированного, проецированного в будущее события из прошлого бытия, неожиданное, про которое пишут, что случайность - закономерность более высокого порядка.
Отражения действительности в сознании человека (человечества) - это модели мира, представления, и математика и логика, и философия с религией, и наука - отражения, фиксируемые в текстах, материалах, постройках. механизмах, технологиях и т.п. И эти отражения воспринимаются тоже как реальность, и необходимо очень тщательно разделять, что является реальным взаимодействием, а что - модным (преходящим, коллективной иллюзией, мифом) отображением этого взаимодействия в "картине мира".
Сознание формируется "сетью" взаимоотношений субъектов, "коллективом связей", невозможно локализовать сознание в субъекте, оно - следствие связей, а не генерируется мозгом, в ЦНС субъекта происходит "сборка" сигналов, их обработка на основе существующего опыта и генерация ответной реакции, а "картина мира" фиксируется на внешних (постоянных, с более долгим сроком пользования) носителях. Командный центр "личности", "я" локализуется в субъекте в результате "созревания" личности (овладении связями).
Нет никакого фиксированного в личности "центра" управления поведением, есть множество отношений, которые этот "центр" формируют временно (точка сборки), как в калейдоскопе временно формируется "порядок", другое дело как долго длится это "временное", в случае с "нечетким" отражением мы видим "мерцание" (в однородных средах с простыми иерархиями).Также как в Интернет - нет никакого "Главного Узла Управления", как в случае с Телевидением, есть только сервисы перевода динамических адресов, логических в статические, цифровые. Эти сервисы постоянно "зеркалируются", копируют друг друга и обновляются пополнениями значений при расширении Сети, появлении новых узлов, но они не управляют Сетью, Сеть "управляется" постоянно меняющимися связями и обновляющимися протоколами обмена данными. Также такие центры (управления) хорошо иллюстрируют буддистские "мандалы", собирающиеся долго и уничтожающиеся очень быстро. Также понятие "лидера" - принято считать что в организациях есть официальный лидер, формальный и неформальный, один, который назначается иерархией, другой, который выбирается самими участниками - причем и то и другое "место" вполне себе фиксировано, но только в сознании, а в "штатном расписании" и в реальных отношениях это "место" могут занимать совершенно разные лица. Возможно организация "атомов" в "молекулы" также происходит по тем же принципам.
Интернет строился именно для сохранения целостности в случае поражения даже большой части узлов. Поэтому там узлы независимы друг от друга, в отличие от локальной вычислительной сети, где используются отношения "клиент-сервер" или "кольцо". Сеть не контролирует информационный обмен, она предоставляет транспорт для перемещения информации (язык, протокол), и в скором времени - объектов (также как удаленная печать на принтере возможна будет сборка пищи и пр.).
Придание "мозгу" субъективности, свойств "актора", личности, ошибочно, также как и наделение живой материи свойствами механизмов и автоматов, как только выделяется одна клетка, как субъект, то теряются и ее динамические связи со средой и историческая динамика и то, что она (клетка) есть результат множества процессов, причем нелинейных, не автоматических. И то, что она "работает" как сложный автомат, - это следствие сложения, сложной иерархии "захваченных" во взаимодействии процессов.
"Я" (личности) возникают только в среде культуры знакового обмена, то есть у "высших" животных, которые свое поведение сверяют со знаками, метками, обращением к "внешней памяти", культуре.
Нельзя субъективизировать "мозг", наделять его качествами субъекта (он "создал" и т.п.) мозг также меняется в результате коммуницирования внутреннего и внешнего, образуются новые клетки (серое вещество) и т.п. или идет деградация. Возникает путаница, иллюзия, что мозг сам что-то решает за субъекта, в мозге могут имитироваться разные связи и разные субъекты, личности (гипноз, гештальт, раздвоение личности и т.п.)
У других животных, насекомых, растений, простейших и т.п. "я" "размыто", распределено по группе, роду, внешняя память, отображение или отсутствует или ограничено групповыми, родовыми и системными интересами, мы имеем субъектов восприятия (отдельных пчел и муравьев), но они не являются личностями, "я" принадлежит всем и концентрируется в матке (у коллективных насекомых) или распределено по группе (стае), именно матка является центром принятия решений, либо этого центра нет, само решение принимается "сетью" особей, стаей, группой с возможной концентрацией временно у "вожака", "лидера".
В случае с неким "первичным бульоном" или "первичным белковым клеточным слоем" мы имеем множество однородных субъектов восприятия между которыми идет процесс "группирования"-"разгруппирования", "объединения-разъединения", те группы, которые объединяются, образуют связи с оставшимися уже другого качества, что порождает другие процессы, "я" размыто и динамично, есть реакции, нет никаких центров принятия решений, для которых нужна сложная иерархия связей. В человеческом социуме вполне себе проявляются древние виды связи в виде поведения толпы, или поведения подданных фараона, которых он считал своим телом, также можно упомянуть подавление воли личности в армии, когда субъект принятия решений - командир, который всегда прав. ;)
В случае с армейской или церковной иерархией связи конвенциональны, согласованы на уровне договора, знакового, внешнего типа памяти-коммуникации. В случае с животным миром согласование идет непосредственно в контактах и фиксируется в инстинктах, внутренней, "родовой" памяти. В растениях также на уровне "родовой" памяти, которая фиксируется в семени, либо воспроизводится динамически, вегетативное размножение. В конце концов - у высших животных дети - такая же фиксация и передача памяти поколениями, но только у людей после рождения происходит длительное обучение - передача культурных навыков, владения инструментарием моделирования и поддержания сложившейся цивилизации.
"Смысл" - действие сопряженное с мыслью, то есть с моделью будущего, совершенным выбором, никакого "смысла" в действиях растений нет, они упорно воспроизводят предыдущие состояния, весь "смысл" в постоянном воспроизводстве собственных копий и преодоление неблагоприятных для размножения обстоятельств. Да и у многих наших коллег по "сознанию" тоже весь смысл в получении удовлетворения от поглощения друг друга ;)) а навык и чувство удовлетворения, счастья, сложилось как раз поколениями предыдущих состояний сознания, в том числе тех, "начальных".
Разум и интеллект - разные качественные стороны сознания, разум - фактически сознание субъекта, а интеллект - уровень, количественная оценка разума, способности субъекта "мыслить".
Возможность контакта, взаимодействия, общего знакового "поля", понятийного, - это необходимость восприятия "другого" как возможно обладающего сознанием. Кошки и собаки и другие домашние животные вполне себе чувствуют себя в общей деятельности как часть "общего дела", стаи, рода, системы отношений, хотя самостоятельно не способны постигать наши знаки и тем более контексты отношений, связей. Здесь есть ещё аспект отличения "искусственного" и "естественного", восприятия "машины" как самостоятельного субъекта чужой культуры. Многие же наши коллеги по мышлению считают связь и идею физическим объектом... (богом)
Есть ещё интересный вопрос о "глубине" формирования сознания, возможно реальнее понимание Вернадского о возможности вечной и бесконечной, безначальной Вселенной..
Во "внутреннем мире" вы можете обращаться и к прошедшим периодам своей и общей жизни и к будущим, и все они будут только в представлениях, а актуальное действие, дление процесса взаимодействия "я"-"мир" определяется восприятием, связью между внутренним миром и внешним. Так, операторы "лунохода" получали "картинку" происходящего на Луне с задержкой, и у них вырабатывался навык вождения "вслепую". Водитель со стажем, может точно сказать, что некоторые движения на дороге совершаются неосознанно, "автомате" тормозил и уходил от столкновения. То есть совершал действие до того как Мозг его обрабатывал и формировал картинку в сознании.
Профессиональные бойцы могут многое рассказать об "опережающем отражении", как в психологии называется предвидение, они "чувствуют" намерение противника, и создают условия для совершения им нужного действия, чтобы "поймать" его, победить.
Виртуальное пространство (внутренний мир) - тоже результат процесса отражения, только другого уровня сложности, так перспектива в живописи и вообще архитектура Древнего Мира возникла из необходимости деления участков земли под посевы и орошение и использование для этого приемов переноса равных частей (проекция) и т.п. Перспектива в среднеевропейской живописи - результат появления и использования больших зеркал в быту (полированных поверхностей, щитов) и т.п.
Виртуальное пространство достигается, формируется субъектом в результате тренировки (воспитания и образования), для многих современных нам людей достаточно совсем небольшого внутреннего мира, в котором осуществляется процесс запоминания знаков, ссылок на предметы "реального" мира (бог накажет, где дешевле, где слаще) , сформированной ранее существовавшими субъектами ;((
Ни одна машина-автомат не занимается предвидением, моделированием состояния будущего или будущего состояния своего сознания. Только в играх, и то с помощью перебора ситуаций. Все действия машины совершаются в прошедшем, свершенном времени, жизнь же действует в будущем, сначала планируя его.
Сознание не генерируется мозгом и не локализовано в нем, оно в связях, в образах, как картинах связей. Некоторые ищут "голограмму" как "слепок" личности и сознания, сформировавшуюся опытом взаимодействий и пытаются найти часть мозга в которой эта "голограмма" находится, но она не "находится" она динамически формируется и обновляется во всей полноте связей, точек концентрации внимания и точек "сборки" поступающих сигналов. Можно отключить сознание и оставить только периферийные функции тела, тело будет "жить" без субъекта, дышать, есть и выделять продукты выделения, не нуждаясь в личности, субъекте. Но получить отдельно "личность", выделить ее из "тела" - пока не удается, видимо потому, что мозг или отдельно голова это только часть личности или субъекта, без "нижних" узлов сборки сигналов, которые также являются адаптерами к другим уровням существования (пищеварение, мышечная память, генерация кровяных телец и т.п.) - личности тоже не будет, или это будет только логическая часть, то, что обрабатывает знаки. И память - тоже динамически меняющаяся система, активирующаяся в актуальное состояние (воспоминание) по совершенно разным сигналам, ранее всего запоминаются запахи и ощущения. Именно по запахам воссоздается прошлое в образах наиболее "реально".
Двунаправленный процесс, дискретный (пульсирующий), иерархический (разные частоты на разных уровнях), захватывающий и пропускающий через "узлы" сборки доступную актуальную реальность (сигнал-обратная связь) и строящий, моделирующий сначала будущие состояния, а потом их реализующее. Ведь яйцо и семя - уже не модель, а программа, "упакованная" для выполнения при наступлении определенных условий среды.
…
- не наделять части рассматриваемого процесса свойствами субъекта, актора, личности, это сходно с анимированием, наделением "душой" стихий и сред.
- не проецировать современное понимание (описание) процессов на понимание древних исследователей, у них были другие модели представления, и они жили в совершенно другой вселенной, с богами, с плоской Землей, четырьмя стихиями-средами и прозрачными куполами-сферами по которым перемещались планеты и звезды и т.д. И не пользоваться по мере возможности их образами, они сложились в их представлениях.
- не пытаться объяснить явления с точки зрения современной (модной) модели мира, а выявлять некие общие причины взаимодействий. В свое время все пытались объяснить "механикой", потом "релятивистикой", теперь везде "квантовые" идеи и "информационные". Скоро мы будем все мерять "нейросететями" и "коннектомами".
- не переносить методы исследования (наблюдения, эксперимента) на исследуемый объект.
- по возможности отделять модель (модели), связь исследователь-объект от самого исследуемого объекта.
…
"Мы не постигли реального объекта" - в этом предложении скрыта некая цель мышления (познания) - постижение "реального" объекта, но, если все постигается через сравнения, ассоциации, то никакого "реального" объекта не существует, поскольку процесс ассоциирования бесконечен. Можно говорить о временных устойчивых понятиях, которые с поколениями меняются. Так дождь остается дождем, но с изменением климата меняются его характеристики в конкретном месте, и меняется понимание причин его происхождения, делаются попытки управления "дождем", как процессом конденсации водяного пара в капли и их падение на поверхность Земли. Если же воспринимать дождь с других позиций, рассматривать локальное явление конденсации в системе образования облаков, то вполне возможно воздействовать не на конденсацию пара и образование капель, а препятствовать образованию облаков (экранируя излучение солнца над поверхностью океана?). Более того "Даждь" - связанное с жаждой и ожиданием (ждать) представление, которое нами воспринимается как божество древних, но скорее всего они так обозначали свое понимание наблюдаемого процесса, они не разделяли себя (как рода, единой общности) от дождя, поскольку не владели ещё логикой суждений. То есть реальность остается реальностью, а ее отображение в коллективной "картинке мира" меняется, соответственно меняется и ее описание и отношение и действия с ней, меняется связь. Здесь можно поговорить о "постижении" как прямом "ведении" реальности, или той же "гармонии" с реальностью, связь остается связью, сначала это неотделимость от матери, потом рождение и перерезание пуповины (связи) и т.д.
Внимание, точка концентрации внимания - это свойства коммуникации субъекта, активной коммуникации, размещенной во временном диапазоне процесса коммуникации, даже когда субъект только наблюдает что-то, он уже взаимодействует с этим что-то, планируя свои действия относительно него, а "планируя" - совершая в будущем. Здесь как раз возникает сравнение с радаром и количеством активных точек внимания (захвата) которые может удерживать субъект в актуальном восприятии, психологи говорят про 7-9 объектов максимально обрабатываемых субъектом (принимаемых во внимание, захваченных). Один сильтный сигнал (крик ребенка, присутствие полового партнера) может отвлечь внимание от обрабатываемых событий, более того, множество событий обрабатываются "машинально". Именно процесс - "внимание - запоминание (перевод в опыт, в чувство) - извлечение из опыты (реакция) - и составляет процесс "мышления", где мысль - становится или не становится действием субъекта.
Когда внимание (как физический процесс) начинает влиять на исследуемые процессы (находящиеся в той же размерности, что и "инструмент" исследователя) то возникает сильная обратная связь, - само присутствие инструмента (внимания) меняет состояние исследуемого процесса (объекта).
составлено и отредактировано 07.07.2017