(изображение из интернета)

Установка краеугольного камня в сооружении, постановка основного вопроса в построении концепции и ее изложении, - это начальные действия, необходимые для всего последующего Творения. В физическом мире, или в его описании, отображении. Если автор придерживается принципа "потока", - как получается, или все сгодится, а также, если он строит на спорном основании, например на сползающем склоне, то такой поток частей или поток сознания скорее всего приведет к построению чего-то весьма ненадежного, временного и иллюзорного, которое не существует долго в физическом мире и разваливается, вроде песочного замка в полосе прибоя, или существует в сознании только как образ, необходимый для заполнения "пустоты" актуального , переживаемого мироздания, реальности.

Такой образ может существовать в общем, коллективном сознании очень долго и прочно, обычно такие образы непроверяемы в принципе, их невозможно потрогать руками или дойти до них ногами, попробовать на вкус и убедиться, да, Это действительно существует. Более того, само существование в социуме заставляет не просто верить, а и находить материальные, зримые подтверждения выученному и привычному. Несмотря на предупреждения мудрых, - не верь глазам (ушам) своим, не создай себе кумира и пр. 

Про т.н. "современное искусство", которое является отображением этой самой "мнимой" реальности говорить не будем. Поговорим о деятельности и ее отображении, как основе творчества и формировании личности. В одной из своих работ Фридрих Энгельс ("Конец классической философии") отмечал в самом начале, что основным вопросом философии является первичность Бытия или Мышления. Вроде бы постановка вопроса вполне корректна, если автор начинает с Бытия и Мышление мыслит производным, это приводит к материализму, историзму, рационализму и пр. концепциям, где сначала предполагается действие, а потом его описание, идея, логос. В случае с Мышлением, которое определяет Бытие, приходим к идеализму, метафизике, схоластике, софистике и прочим концепциям "архитектуры, построения мира", где идея, мир идей, эйдосов (первичных начал, идеалов) первичен, более того, такие концепции неизбежно приводят к идее существования Абсолюта, некоего высшего принципа, к соответствию с которым стремится все в мире. Но, как говорится, "собака порылась" в том, что и Бытие невозможно отделить от Мышления, поскольку Бытие само по себе не существует без его осознания, то есть осмысления, Мышления, а Мышление невозможно без Бытия, более того, без Бытия в Социуме, Обществе, поскольку только при общении субъектов выработалось и мышление и осознание общего бытия. Конечно, можно рассматривать разные отношения и переживания субъекта, "я" (экзистенции), относительно своего существования, но так или иначе, если последовательно разбирать сам процесс восприятия (в общем смысле) человеком (и любым другим воспринимающим, реагирующим субъектом) себя, социума, мира, истории и пр., то приходится разбирать процессы связи, взаимодействий, соотношений и их результатов. А связь, взаимодействие невозможно без действия, даже при наблюдении (отвлеченном наблюдении, медитации) субъект вступает с некую опосредованную форму связи, отложенное действие, иллюзорное, с иллюзорным же, предполагаемым результатом.

Любое действие, взаимодействие, так или иначе является обменным процессом, оставляющим "след", результат взаимодействия (информация), у взаимодействующих сторон. Причем, в физическом мире, мире физических действий, тел субъектов с физическими объектами, ситуация, совокупность результатов, воспринимается и описывается субъектами в зависимости (в связи) с наработанным коллективным опытом, но существует в непрерывности движения (планеты вокруг себя, вокруг звезды, звезды в Галактике и пр.) и постоянной ритмичной (колебательной) связи, которая "результируется" в восприятии как "время", и отображается как "день-ночь", "времена года", "век" и пр., формируя "картину мира", распределенную в исторической перспективе (что было), актуальности (происходит сейчас) и будущем (что будет происходить). И в "описываемой реальности" (коммуникационной), жестко привязанной Логосом, описанием, к "ходу времени" и к формату передачи знаков, коммуникации, - в речи и письменном сообщении существует "начало передачи" (предложения), формат передачи (синтаксис, структура сообщения) и завершение, конец сообщения. 

Соответственно, обратная связь коммуникационной реальности (Мышление) и физической (Бытие) формирует и множественные описания и множественные действия, которые формируют и совершенствуют у субъектов "органы чувств", связи (Бытие), аппарат интерпретаций (Мышление), позволяют воспринимать Бытие относительно своего Мышления, и определять, структурировать "картину мира", изменять (пытаться) свое Бытие относительно своего же Мышления. Последовательность процесса познания была изображена на некоей схеме, которая является только неким графическим пособием для размышления, не более. А сам процесс соотношения Бытие-Мышление хорошо иллюстрируется символом "инь-янь", где физически неотделимы "начала-концы". Соответственно, перед тем, как работать телом, взаимодействовать с физической реальностью, человек создает образ взаимодействия, или использует наработанный и закрепленный в памяти образ действия (привычку). 

Рассмотрение взаимодействия привычек субъекта и меняющейся реальности оставим психологам и психиатрам (которых должен заменить развивающийся искусственный интеллект, как инструмент отображения, Логос), отметим только, что есть разные практики санации процесса психосоматики, например Ю.М.Орлов (https://sanogen.ru/) в свое время представил практику "саногенного", дающего очищение, мышления, позволяющего избавиться от физических травм к которым приводят социопсихические травмы (Бытие).

В свое время тот же Ф.Энгельс проследил эволюцию человеческого общества и выделил роль "труда" и "общины" в формировании семьи, частной собственности и государства. Но уже отмечалось, что "труд", - понятие вторичное необходимости выживания, и если условия существования гарантируют выживание без труда, то субъект совершает минимальные "трудовые" усилия. Какой же "краеугольный камень", с точки зрения философии действительности, реальности, можно положить в размышления об экономике, или хозяйствовании (без чего "мыслить" голодно)? Конечно, это взаимодействие, обменный процесс, ресурсами, между субъектом, физической реальностью и социумом, коммуникационной реальностью.      

  1. Самый первый этап, или самый "низкий" уровень - обмен субъекта и его социума на уровне биологическом, - поедание ресурса для существования (плоды, трава, тела) и выделение отходов, которые перерабатываются другими животными. Здесь есть "личная собственность", то, что субъект ухватил и употребил, некая "общая собственность" - добыча, водный ресурс, процесс происходит без воспроизводства "ресурса", воспроизводится только свой род. Общественная организация может быть сложной, но находится на уровне физического обмена, в том числе и сигналы к действиям также физические. В случае с экономикой (как отображением обменных процессов), это торговля "с поля", когда ресурсы распределяются внутри социума.
  2. Второй этап связан с добычей и воспроизводством ресурсов, появлением "излишков" ресурсов, которыми можно обмениваться с другими существами и сообществами существ. Это торговля "с лотка", натуральный обмен, причем откармливание скотины на молоко или на убой, это тоже обмен излишками, бартер ...  Появляется первичный учет количества отданного/полученного. частная собственность
  3. Третий этап, - торговля с прилавка, магазин, - несколько сообществ передоверяют право обмена профессиональному торговцу, продавцу, который собирает множество товаров/продуктов в общий "пул" и потом рассчитывается с ними принятыми заками обмена (деньгами - обещаниями поставки товара/продукта). Появляется система учета обещаний поставки - денег, должники, отработка долга, - производство товаров для продажи и возврата долга. Появляются основы государства - наемная охрана (порядок), стража, выборы начальника стражи, управляющего долгами (банк, жрец), судьи (князь) и пр. корпоративная собственность
  4. Четвертый этап - торговый дом, - множество магазинов, семейная, национальная идентификация, контроль территории производства и торговли, развитие государства как иерархии общественных ролей и чинов. Семейные предприятия, национальные корпорации, появление империй и пр. Биржи, акционерные дома и пр. развитие систем обмена в форме фиатной, учетной экономики, над реальным, товарным обменом, деньги - товар. государственная собственность
  5. Пятый этап - торговая сеть, - транс, межнациональные, межгосударственные формы обмена с "конвертацией валют" в некую единую единицу учета. Современный мир. Появление экономических "пузырей" мирового, глобального масштаба, учетная система выносится в Сеть Интернет, появляются цифровые, обрабатываемые в Сети расчетные системы, в том числе и "отвязанные" от реального, физического обмена, и от привычных денег, как долговых обещаний, привязанные к процедуре, получению некоего "цифрового, шифрованного кода" (блокчейн). глобальная собственность      

Ясно, что можно ориентироваться в происходящем и по метафизическим параметрам, и по названиям концепций, это очень интересно и занимательно, но воплощать в реальность, как показывает наша кровавая историческая практика, все же лучше то, что может быть реализовано на практике, и не является только образом в сознании, собственном или коллективном, как бы долго такие образы там не существовали.

Понятно, что существование каждого следующего "этапа" не отменяет предыдущего, более того, мы пережили на своем веку стремительные возвраты к натуральному обмену, отмене денег и прочим архаичным способам существования как обмена ресурсами. Но тем не менее, все равно возвращались к более сложным обменным и учетным системам, так как они  позволяют не только выжить большему количеству существ, но и продлить личную жизнь. Так что следующий этап, это в любом случае переход к обменным процессам вне планеты Земля, построение новых коммуникаций как физического, так и логического уровня. Нового Бытия и Нового Мышления (что невозможно без качеств, или идеалов, но об этом отдельный рассказ).