В монографии о родовых башнях Северного Кавказа упоминаются и "города мертвых", - "В Северной Осетии, как и в Чечне и Ингушетии, практически у каждого горного селения возвышаются «селения мертвых». Это небольшие городки, состоящие из нескольких башенных склепов различной формы." "Человеку при жизни нужна башня, а после смерти склеп", - порядок перемещения больных и пожилых из родовых башен в склепы сохранялся очень долго и после принятия ислама. "Домовинами" называли гробы севернее, на равнине, имея в виду переселение тела из дома в дом. Несомненность посмертного существования и необходимость соблюдения ритуала сопровождения умершего в "мир иной" прослеживатся во всех культурах и цивилизациях.
В тысячелетиях жизни наших предков, охотников и рыболовов, граница света костра и тьмы за пределами освещенного круга, черта, за которой неведомое, иное, являлась материальным свидетельством разделения на "здесь" и "там", в круге света и во владениях окружающей его тьмы. С появлением необходимости в постоянном укрытии, доме, схроне, круг остался основным элементом, вокруг (снова "круг") которого строилось сооружение (вигвам, чум, юрта). Более поздние квадратные и прямоугольные основания появились с необходимостью возделывать поля для прокорма скота, они были проще и удобнее для сооружений из бревен и камней.
Возможно генетики найдут причины появления в живом веществе смены поколений, необходимости отмирания отжившего, несомненно, что необходимость пережидания, переживания неблагоприятной внешней среды, условий существования, подвигла на кодирование в семя и в дальнейшем в яйцо. Но уже в сложившемся социуме рода-племени, при ограниченных добываемых ресурсах, пожилые и ослабленные особи вынуждены были уступать место для жизни нарождающимся поколениям. "Чтобы не заедать молодость", - говорили старики. Больные и старые уходили и изгонялись в лес (баба-яга, лешие, лишние), их тела погребались в склепах и на специально отведенных местах. За чертой, оградой, отделяющей мир живых от мира мертвых.
Ресурсов постепенно становилось больше, стремление предвидеть неблагоприятный период заставляло развивать технологии производства и хранения пищи и совершенствовать инструменты работы с ней. Менялся срок жизни людей, и усложнялись ритуалы сопровождения живых в "мир мертвых". Круг (цирк, церковь) и квадрат остались в основании пирамид, храмов, соборов.
Для успокоения живых и усопших сформировались отдельные институты, религиозные, сам культ похорон стал частью обучения навыкам ведения хозяйства и мировосприятия. Переход в иное, Смерть пожилых и больных закрепилась как необходимость в социальной памяти и общем сознании. Смерть и ее обслуживание превратилось в традицию. Сохранение традиции превратилось в смысл жизни и доход для обслуживающих ее.
Изобилие ресурсов, благоприятная, комфортная среда жизни, избавление от болезней, позволяют не только счастливо проживать "отмеренную" биологической целесообразностью жизнь, но и пересмотреть отношение к социальному аспекту "перехода" в иной мир.
Выход за границы биосферы Земли ставит задачи изменения восприятия и сознания, адаптеров для коммуникаций в электромагнитном поле уже недостаточно, создание новых материалов, сверхпроводимость, ведут к разрушению не только традиционных представлений в физике и химии, но и традиционных парадигм в философии и сознании. Больные и пожилые уже не покидают род и племя, чтобы не создавать проблем молодым, они продолжают активную жизнь.
В общем восприятии человечества появляются эмпирические учения о нераздельности души-тела, о воплощенности сознания, ценность круга света и звука колокола уходит в культуру древнего мира, другого восприятия, ограниченного чертой неведомого и непознаваемого, необходимостью ежедневной заботы о восполнении ресурса.
Необходимость расширения сознания неизбежно влечет необходимость увеличения времени процесса восприятия, что создает условия увеличения срока личной жизни. И уменьшает вероятность необходимости личной смерти.
Города живых становятся на порядки ценнее городов мёртвых.