35

"Трансвременное единство" Ньютон называл "мировым временем" и присваивал ему божественную сущность, также как и первопричине всякого движения. Также как и к терминам "энергия" и "работа" требуется уточнение, - энергия и работа чего? в результате чего выделяется энергия и производится работа, также и к длению приложим тот же вопрос, - дление чего? Что мы наблюдаем своим несовершенным разумом (восприятием), какие такие взаимодействия, результатом которых являются энергия, работа и воспринимаемое нами и отсчитываемое время?

Мы же прекрасно помним как долго длилось время в детстве, как мучительно долго высиживалась очередь в поликлинике и как стремительно мелькают сейчас выходные и реже дни рождения.

Эйнштейн придумал пространственно-временное дление, континуум, завязав время с пространством, а потом и с энергией и массой в хитрую формулу, из которой очень непросто выделить время, он же начудил с эффектом близнецов, уносящихся с околосветовой скоростью в разные стороны, но не исключил себя из наблюдения за ними, чем и смазал релятивистский эффект. Квантовый парадокс спутанности вообще явно показывает, что в микромире без наблюдателя нет никакого времени, оно как дление появляется только с наблюдением и указывает на дление наблюдения. Цепь причин и следствий и вообще причинность и поступательность потока жизни, его необратимость эволюционно сложилось в нашем восприятии миллиардами лет отслеживания ускользающего ресурса.

Мы своим вниманием сворачиваем вселенную в фокус наблюдения, оставляя прошлому и будущему силовые линии вероятностей. Сколько последовательных знаков держит "в уме" дирижер оркестра, какую часть вселенной захватил виртуоз Паганини и постепенно разворачивает ее перед ошеломленными слушателями?

Мы существуем в процессе развития Биосферы, Океана, который переживает, превращает солнечные фотоны с частотой биения ядра Земли в энергию производства углеводов, жиров и белков, которые откладываются в осадок памяти каждым поколением множественных восприятий и создает новую Вселенную, пропуская через себя старую.

Время? А оно вам зачем?

комментарий к тексту К. Фрумкина