nazaretyan

Завтра (15.04.2019) исполняется ровно два календарных месяца с момента ухода из жизни Акопа Погосовича Назаретяна. Ярчайшего философа, подробно о деятельности которого рассказывалось, в частности, на семинаре RUSSIAN SETI в ГАИШ 12 апреля 2019 года в Дубне в честь профессора открыли памятную аудиторию)

В последнем (моем с ним) разговоре на вопрос о своем бессмертии (вопрос был задан так, - "сколько он ещё хочет прожить, 100, 200, 500 лет, и хочет ли стать бессмертным", -  имея в виду идеи трансгуманизма) он сказал, что не верит в это (он был болен и знал о неизбежности), и хочет "уйти красиво, громко хлопнув дверью". Действительно, его идеи все больше становятся востребованными.    

Общаясь с трансгуманистами, которые активно агитируют за бессмертие и долголетие (они считали А.П.Назаретяна "своим" поскольку он также был устремлен в будущее), выяснилось, что их бессмертие скорее похоже на сон в физиологическом смысле. Популярный среди них писатель фантаст так и ответил мне в комментарии что, - "хорошо сидеть у камина, смотреть на огонь"... Даже представления о полетах к далеким мирам неких бессмертных киборгов, также похожи на один бесконечно тянущийся сон (см."День сурка"), поскольку изменения "тела" субъекта, не приводят к изменениям личности, "я".

Рассматривая  (по Назаретяну) известные нам фактически установленные эволюционные процессы, трансформации биологических форм, социальных взаимодействий и технического прогресса, - мы видим факты "преобразования", "отмирания" старых процессов и появления новых, форма "человека" как биологического вида и коммуникации не меняется уже несколько десятков тысячелетий, меняются только инструменты связи внутри социума и отношения вне социума, а сам социум поддерживается в своем существовании только сменой индивидуумов, "чередой" рождений и смертей. 

Если смотреть на такую "систему" как некий "колебательный", волнообразный процесс, то мы заметим, что физически, на уровне атомов, никаких изменений возможно не происходит вообще (это заметил Вернадский, который писал о возможном изменении и атомов при их внутриклеточном взаимодействии), а происходит только изменение некоей общей для социума "картины мира", которая обновляется в процессе появления новых индивидуумов со "свежей" возможностью воспринимать, обрабатывать и обмениваться сигналами в новой, генерируемой ими "картине мира". (Идея "любви" между атомами и молекулам тоже одно время занимала умы, и этот процесс редукции, переноса, проецирования в своем сознании представлений из одной сферы опыта на другие - является одним из инструментов сознательной деятельности, но зачастую с его помощью создаются только химеры, образы, существующие исключительно в "картине мира", но не в реальных, физических взаимодействиях).

Из этого следует, что, с точки зрения коммуникационного процесса, мы имеем "обновление", "очищение", памяти субъектов, узлов социальной коммуникации, новые субъекты воспринимают опыт своих предков также проективно, копируя доступные в коммуникации действия и описания, создают новую, актуальную к изменениям внешней физической среды "картину мира" и потом "отмирают" уступая место действия вновь рожденным. Такая смена позволяет предполагать (что мы и видим во многих философских и религиозных концепциях), что смерть субъекта - это не смерть, а смена состояний одного общего "тела", - от понятия "тела бога" до "биосферы" Вернадского. С физической точки зрения можно предположить, что и само "тело" является следствием неких процессов физического уровня взаимодействий, также предполагающих "заполнение-освобождение", как мы наблюдаем изменение "заряда" в конденсаторе электроцепи. 

Можно строить множество различных теорий и выдвигать разные гипотезы, но не имея фактов о реальных взаимодействиях, а оперируя только умозаключениями из актуальной нам "картинки", мы скорее всего не получим адекватных ответов на вопросы о возможности личного бессмертия, о котором собственно и идет речь, о продлении своего существования, как субъекта восприятия всего окружающего сложившимися чувствами и отображения личного опыта в общую "картинку". Но, тем не менее, можно предположить, что какая-либо смена способа генерации "картинок" или подключение к некоей существующей, или создание новой "сети генерации будущих состояний", позволит именно субъекту обновлять свою личную память и продлевать свой личный процесс взаимодействия всего со всем.

Но сидение у камина и смотрение на огонь, или служение некоей устоявшейся "картинке", никак не помогут субъекту сохранить собственную личность, "я", самоосознание. Необходимость самосохранения жизни как процесса, неизбежно приведет или к созданию независимого от Земли и Солнца социума (о чем нам и пишут фантасты и куда устремлено научное мышление), либо взаимодействие биосферы и техносферы приведет к образованию неких неизвестных пока взаимодействий, или "открытию" хорошо забытых, которые также позволят субъектам сохранять собственное динамически обновляющееся состояние взаимодействия. 

Так что основным вопросом для личности становится сохранение, трансформация и создание неких новых коммуникаций к общей памяти не только своего "рода", а всей Вселенной в ее историческом, физическом и философском осмыслении. О чем, кстати, "все время говорили большевики" и их вождь В.И.Ленин, который призывал овладевать всеми достижениями человечества. 

В этом смысле работа недавно ушедшего из жизни (общей синхронизированной сети отображения человечества, "тела биосферы") Акопа Погосовича Назаретяна является бесценной, поскольку создает (если читать его книги, а не просто носиться с образом) возможность каждому переосмыслить собственную роль в Жизни, как общевселенском процессе, процессе универсальной эволюции (вселенского преобразования). 

Вполне возможно, что все "мертвые" хранятся в нас, живущих, в форме некоей, пока недоступной в "актуальной картине мира" памяти ...     

@interrno