Можно увидеть, что с увеличением числа субъектов, вовлеченных в обменные процессы, увеличивается количество связей, появляется необходимость в создании узлов разрешения противоречий и конфликтов (что проявляется в социуме, обществе, государстве как суды и правоохранительные органы) и развитии системы фиксации отношений, которая стремится к моделированию будущих состояний общества (планирование, прогнозы, пророчества, в том через принятие законов законодательными органами и их исполнение органами исполнительной власти).
Физический уровень коммуникаций – отношения приема-передачи «субъект-субъект» и отношения «субъект-объект» и «объект-объект» (отражение, поглощение, процессы физики, химии и биологии) создают всевозможные сложные системы, воспринимающиеся субъектами в соответствии со сформировавшимися способностями, свойствами (опыт взаимодействий). Объекты – это процессы, разница от скорости и размерности восприятия субъектом (Ноосфера, Биосфера, Солнечная система, Галактика, Метагалактика, планета, гидросфера, литосфера, жизнь, вещество, молекулы, атомы и т.п.) Вселенная – совокупность взаимозависимых разноуровневых (размерных) процессов.
Субъект – характеризуется активным опытом взаимодействий, основная характеристика – восприятие - «захват» информации (сигналов, объектов, «внимание»), вовлечение в оболочку (круг, сферу) собственного существования (присвоение) и моделирование (планирование) собственных будущих состояний в зависимости от изменения состояния взаимодействия внешних и внутренних процессов.
«Прогнозирование (опережающее отражение; моделирование будущего) – имманентное свойство всех живых организмов, включая растительные. И уже растение рискует опасно ошибиться в прогнозе. Известный физиолог П.К. Анохин приводил характерный пример. В разгар чересчур интенсивного «бабьего лета» садовые деревья раскрывают почки в ожидании грядущей весны. Опытный садовод знает, что надо срочно принимать меры по утеплению деревьев, иначе приближающиеся холода их погубят.» (А.П.Назаретян «Нелинейное Будущее»)
В представлении В.И.Вернадского «живое» вещество, заключенное в оболочку, со своими процессами внутри нее, существует поглощая и преобразовывая энергию распада «косного» вещества (излучение Солнца, тепло химических реакций и т.п.), планируя будущие взаимодействия, реплицируясь поколениями, создавая код пережидания времени отсутствия ресурсов, упаковываясь в форму пережидания, переноса (семя, яйцо, споры).
«Она (биосфера) состоит из живого вещества и вещества косного, которые на протяжении всего геологического времени резко разделены по своему генезису и по своему строению. Живые организмы, т. е. все живое вещество, родятся из живого вещества, образуют в ходе времени поколения, никогда не возникающие прямо, вне такого же живого организма, из какой бы то ни было косной материи планеты. Между косным и живым веществом есть, однако, непрерывная, никогда не прекращающаяся связь, которая может быть выражена как непрерывный биогенный ток атомов из живого вещества в косное вещество биосферы, и обратно. Этот биогенный ток атомов вызывается живым веществом. Он выражается в их не прекращающемся никогда дыхании, питании, размножении и т. п.»(В.И.Вернадский «Научная мысль как планетное явление» http://lib.ru/FILOSOF/WERNADSKIJ/mysl.txt )
Двунаправленная связь «процесс-субъект» формирует состояния субъекта и субъект меняет состояния внешней и внутренней среды, свойства коммуникаций с другими субъектами и объектами. Оболочки (мембраны) выполняют роль управления, пропуская – не пропуская вовне - внутрь сигналы, информацию, вещество, ресурсы (городские стены с воротами, таможенные посты, государственные границы и т.п.).
«исключительно важным фактором в сознательной деятельности служит явление, которое в технике получило название обратной связи. … Когда мы хотим, чтобы некоторое устройство выполняло заданное движение, разница между заданным и фактическим движением используется как новый входной сигнал, заставляющий регулируемую часть устройства двигаться так, чтобы фактическое движение устройства все более приближалось к заданному.» (Н.Винер «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» http://grachev62.narod.ru/cybern/contents.htm )
Восприятие (обмен, сигнал-обратная связь) субъекта, – прием, обработка (внимание), фиксация (запоминание) в собственном опыте (внутренний мир, «душа», навык, привычка) и отражение во внешний опыт (логос, знаки, речь, письменность, цивилизация).
«Ни внешний, ни внутренний мир не есть ни „призрак" моей фантазии, не только „мое представление". И положение, которое я намерен здесь отстаивать, вовсе не имеет характера „мечтательного идеализма".
Все мировоззрение каждого человека составляет в значительной мере результат его собственной деятельности и оно тем более ценно, чем более самостоятельности обнаруживается в этой деятельности, но это положение я распространяю даже на наши элементарнейшие представления, действительную ценность из них имеют для нас лишь те, которые или выработаны, или по крайней мере переработаны нами самостоятельно. В этом смысле я и говорю, что мир для нас таков, каким мы его сами для себя делаем.»
« …Все предметы внешнего мира представляются нам не иначе, как в пространстве и времени. Но что такое пространство и время, как не особые способы связывать между собою отрывочные явления?» (М.М.Филиппов «Философские письма. Творчество личности»http://zdravomyslie.info/biblio/biblioteka/522-tvorchestvo-lichnosti )
Сознание, знаковое восприятие– обмен знаками, символами и их системами, общее, согласованное состояние группы субъектов (интеллект – уровень сознания, количественная характеристика состояния субъекта в коммуникации).
Социум (общество) – сумма (совокупность) субъектов, их коммуникаций, технологий, среда исполнения (взаимодействия) знаковых систем субъектов и их групп.
Передача опыта поколениями от субъекта к субъекту и поддержание состояния коммуникационной среды – необходимость создания моделей будущих состояний и пережидания отсутствия среды функционирования, взаимодействия (день-ночь, зима-лето, холод-жара) – кодирование (упаковка) состояний (семя).
Процесс развития восприятия-сознания можно представить как развитие коммуникации личной и социальной от первых каменных рубил (около семи миллионов лет назад, Олдовайское ущелье) и звуков-сигналов, к ритуалам инициации во взрослую особь (мегалитические святилища, стоунхендж, дольмены). Этот процесс основан на необходимости передачи опыта охоты, трудовых навыков и т.п. информации, в форме образов, пиктограмм, к слову, языку, мифам и сказкам, к письменности, книгам, книгопечатанию, интернету.
Восприятие – в биосфере Земли, - чувственное, преобразующее сигналы внешнего мира в образы, образы реализуются в модели поведения, приемы, знаки. Животные также пользуются знаками для меток территории, пищи, «свой-чужой» и т.п., человеческое восприятие более сложное за счет использования более сложных систем (речь, язык) и орудий, инструментов развивается в знаковое, сознание (вторая сигнальная система), происходит конвертация, преобразование знаков в чувства и опыт и обратное отображение в мир, реальность.
«… большинство слов, характеризующих логическое мышление, указывают или на деятельность руки, или же на деятельность чувства зрения. Достаточно напомнить такие слова, как понятие (сравн. поймать), немецкое Begriff от greifeti (схватывать). (М.М.Филиппов «Философские письма. Творчество личности» http://zdravomyslie.info/biblio/biblioteka/522-tvorchestvo-lichnosti )
- Информация о материале
- Просмотров: 1990